Решение с помощью Excel

Задание 3.2.2.1. Госпожа Арешникова В.В., президент компании «Преслава», собрала данные о месячных объемах продаж своей компании (, тыс. руб.) вместе с несколькими другими показателями, как она полагала, способными оказывать влияние на объем продаж. В качестве этих показателей ею были выбраны расходы на рекламу (, тыс. руб.) и индекс потребительских расходов (, %). Собранные госпожой Алешниковой В.В. данные представлены в табл. 3.2.2.1. Требуется оценить степень взаимосвязи между этими показателями, построив соответствующее линейное уравнение регрессии. Для построенного уравнения следует проверить гипотезу о наличии автокорреляции в остатках. В случае подтверждения этой гипотезы необходимо оценить параметры регрессии обобщенным МНК и получить прогнозную оценку объема продаж на следующий месяц при условии того, что расходы на рекламу составят 7,9 тыс. руб., а индекс потребительских расходов возрастет до 114,9 %.

Т а б л и ц а 3.2.2.1

    4,0 97,9     14,6 109,2
    5,8 98,4     10,2 110,1
    4,6 101,2     8,5 110,7
    6,7 103,5     6,2 110,3
    8,7 104,1     8,4 111,8
    8,2       8,1 112,3
    9,7 107,4     6,9 112,9
    12,7 108,5     7,5 113,1
    13,5 108,3     7,7 113,4

Решение с помощью Excel

1. Ввод исходных данных с включением в модель дополнительной переменной , принимающей единственное значение, равное 1.

2. Нахождение вектора оценок коэффициентов регрессии с использованием матричных функций Excel (МУМНОЖ, ТРАНСП, МОБР)

.

3. Расчет остатков .

4. Вычисление разностей и оформление промежуточных результатов в виде табл. 3.2.2.2.

Т а б л и ц а 3.2.2.2

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7-
        97,9 234,74 17,26
      5,8 98,4 286,43 -12,43

О к о н ч а н и е т а б л. 3.2.2.2

-1- -2- -3- -4- -5- -6- -7-
      4,6 101,2 346,93 -50,93
      6,7 103,5 459,27 -77,27
      8,7 104,1 518,06 29,94
      8,2   595,80 144,20
      9,7 107,4 638,37 125,63
      12,7 108,5 732,62 57,38
      13,5 108,3 742,80 -8,80
      14,6 109,2 792,40 -58,40
      10,2 110,1 730,35 -88,35
      8,5 110,7 714,02 -100,02
      6,2 110,3 655,21 6,79
      8,4 111,8 745,33 -55,33
      8,1 112,3 754,39 -26,39
      6,9 112,9 748,21 19,79
      7,5 113,1 766,46 24,54
      7,7 113,4 779,61 52,39

5. Проверка гипотезы о наличии автокорреляции в остатках

5.1. Проверка гипотезы о наличии автокорреляции в остатках с использованием критерия Дарбина – Уотсона.

5.1.1. Вычисление и . Оформление результатов расчетов в виде табл. 3.2.2.3.

Т а б л и ц а 3.2.2.3

  298,00     3411,10 2460,98
  154,61 881,91   7806,06 896,84
  2593,94 1481,98   10004,50 136,20
  5970,72 693,78   46,17 11409,94
  896,49 11494,40   3061,38 3859,45
  20794,50 13055,69   696,56 837,36
  15782,21 345,06   391,48 2132,44
  3292,91 4657,16   602,38 22,63
  77,38 4379,83   2744,81 775,49
  Сумма 78625,21 59521,14

5.1.2. Расчет статистики Дарбина – Уотсона

=59521,14 / 78625,21= 0,757.

Так как , т.е. , то существует положительная автокорреляция остатков.

5.2. Проверка гипотезы о наличии автокорреляции в остатках с использованием метода рядов.

Последовательное определение знаков отклонений позволяет получить следующие ряды:

(+) (– – –) (+ + + +) (– – – –) (+) (– –) (+ + +)

и сделать вывод о присутствии автокорреляции в остатках.

5.3. Проверка гипотезы о наличии автокорреляции в остатках с использованием графического представления зависимости остатков от времени (рис. 3.2.2.1).

Р и с. 3.2.2.1. График зависимости остатков от времени

Анализ построенного графика показывает, что изменение остатков подчиняется некоторой закономерности и можно сделать вывод о том, что они автокоррелированы.

Наличие автокорреляции означает, что , т.е. не выполняются предположения классического регрессионного анализа, и, следовательно, можно найти более эффективную оценку, чем .

6. Преобразование исходных данных.

6.1. Оценка параметра .

6.1.1. Вычисление и оформление результатов расчетов в виде табл. 3.2.2.4.

Т а б л и ц а 3.2.2.4

  17,26 298,00     -58,40 3411,10 513,75
  -12,43 154,61 -214,65   -88,35 7806,06 5160,16
  -50,93 2593,94 633,29   -100,02 10004,50 8837,18
  -77,27 5970,72 3935,44   6,79 46,17 -679,63
  29,94 896,49 -2313,59   -55,33 3061,38 -375,95
  144,20 20794,50 4317,65   -26,39 696,56 1460,29
  125,63 15782,21 18115,83   19,79 391,48 -522,20
  57,38 3292,91 7208,98   24,54 602,38 485,61
  -8,80 77,38 -504,77   52,39 2744,81 1285,85
  Сумма 78625,21 47343,24

6.1.2. Вычисление коэффициента автокорреляции

= 47343,24 / 78625,21 = 0,6021.

6.2. Преобразование исходных данных по формулам (3.2.1.3) и оформление результатов расчетов в виде табл. 3.2.2.5.

Т а б л и ц а 3.2.2.5

  201,19 0,80 3,19 78,16   292,03 0,40 6,47 43,99
  122,26 0,40 3,39 39,45   200,03 0,40 1,41 44,35
  131,01 0,40 1,11 41,95   227,43 0,40 2,36 44,40
  203,77 0,40 3,93 42,56   292,29 0,40 1,08 43,64
  317,98 0,40 4,67 41,78   291,38 0,40 4,67 45,38
  410,03 0,40 2,96 44,32   312,52 0,40 3,04 44,98
  318,42 0,40 4,76 42,97   329,64 0,40 2,02 45,28
  329,97 0,40 6,86 43,83   328,56 0,40 3,35 45,12
  258,31 0,40 5,85 42,97   355,71 0,40 3,18 45,30

7. Оценка с помощью обычного МНК вектора коэффициентов регрессии с использованием матричных функций Excel

.

8. Нахождение прогнозной оценки объема продаж на следующий период

при и с учетом того, что коррелированно с предыдущим значением в выборочном периоде

815,79+0,60 (832 – 796,96) = 836,89.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: