Тема 6. Дизонтогении дефицитарного типа: нарушения зрения

Тифлопсихология является разделом специальной психологии и изучает психическое развитие лиц с нарушениями зрения. Развитие этой области обеспечено исследованиями Т.Геллера, М.Кунца, А.А.Крогиуса, В.С.Свердлова, А.Г.Литвака и многих других.

Объектом тифлопсихологии являются люди с недостатками зрения, т.е. слепые, слабовидящие и дети, имеющие амблиопию и косоглазие.

Амблиопия- слабое зрение без видимых повреждений глаз. В зависимости от смещения фокусного расстояния определяется как близорукость (миопия) или дальнозоркость (гиперметропия).

Тифлология – объединение знаний педагогики, психологии, социологию и др. отраслей науки, имеющее целью изучение жизни и деятельности слепых.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную – 1,0, принимается способность человека различать знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров.

Можно выделить следующие группы детей с нарушением зрения:

1. Абсолютно или тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений.

2. Слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению.

3. Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1. Слепорождённые – дети с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трёх лет. У них отсутствуют зрительные представления и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного «выпадения» зрительной системы.

2. Ослепшие – дети, утратившие зрение после трёх лет.

Основные причины нарушения зрения: врождённые (генетические, пре- и перинатальные) и приобретённые (травматические, инфекционные, алиментарно-обменные).

Рекомендуемая литература по теме:

Агеев Е.Д. Система реабилитации слепых. М., 1981.

Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей.М., 1980.

Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей. М., 1973.

Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. М., 1983.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.

Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.- М., 1990.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. –СПб., 1998.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. –М., 2002.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

http // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http:// chuprov.boom.ru /chuprov/ new

http // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте психологический портрет слепорождённого ребёнка.

2. Сравните особенности развития психических процессов на ранних этапах онтогенеза у зрячих и слепых детей.

3. Сравните особенности развития психических процессов на ранних этапах онтогенеза у слабовидящих и слепых детей.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом тифлопсихологии?

2. Каковы основные задачи тифлопсихологии?

3. Какие группы нарушения зрения можно выделить?

4. Каковы основные особенности психического развития слепого ребёнка?

5. Что такое жестовая речь и какие виды жестовой речи принято выделять?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: