Разработка проблем сурдопсихологии велась и ведётся усилиями многих отечественных психологов (Р.М.Боскис, Л.В.Занков, Ж.И.Шиф и др.), исследователями стран Европы и США (Р.Конрад, Р.Линдер и др.). Начало систематическому изучению проблем сурдопсихологии у нас в стране положено Л.С.Выготским.
Современные исследователи в этой области Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В.П.Лебедев, О.П.Токарев и др. выделяют три группы нарушения слуха:
1. Наследственная глухота или тугоухость.
2. Врождённое нарушение слуха.
3. Приобретённое нарушение слуха.
Фоновые факторы (или факторы риска) создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости.
Фоновые факторы наследственного происхождения: нарушения метаболизма (обмена веществ.
Фоновые факторы врождённого происхождения: вирусные инфекции, интоксикация, асфиксия при родах.
Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха.
Нарушение слуха. Основой классификации детей с нарушением слуха могут служить также следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи.
1. Глухие или неслышащие дети: а) рано оглохшие; б) поздно оглохшие.
2. Слабослышащие или тугоухие.
Глухие дети характеризуются глубоким и стойким двусторонним нарушением слуха наследственного, врождённого или приобретённого (до овладения речью) характера. Этот дефект препятствует формированию речи и ребёнок становится немым (глухонемым). Нарушение слуха и речи влекут за собой своеобразие формирования всех, без исключения, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы ребёнка, его характера. На самых ранних этапах онтогенеза необходимы специальные средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребёнка.
Слабослышащие (тугоухие) -дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Данная особенность является причиной искажения восприятия речи на слух и замедления темпов овладении речью. По мнению В.И.Лубовского, варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка и условий развития, обучения и воспитания.
Позднооглохшие – это дети, потерявшие слух вследствие болезни или травмы, после того, как они овладели речью. Потеря слуха может быть тотальной, близкой к глухоте или частичной, близкой к уровню слабослышащих. У детей может возникнуть тяжёлая психическая реакция на возникшую ситуацию, вплоть до полного отказа от общения.
У детей из всех трёх групп возможны дополнительные первичные нарушения различных органов и систем. Формы наследственного нарушения слуха, сочетающиеся с поражением зрения, кожного покрова, почек и других органов. Глухота или тугоухость, наступившая из-за краснухи, перенесённой матерью на ранних сроках беременности, может сопровождаться поражением зрения, врождённой кардиопатией, микроцефалией, общей мозговой недостаточностью.
Жестовая речь (жестовый язык) - это своеобразная, достаточно сложная система общения, в которой используется язык жестов.
Г.Л.Зайцева выделяет два вида жестовой речи:
1. Разговорная жестовая речь используется глухими людьми для общения между собой.
2. Калькирующая жестовая речь используется сурдопереводчиками при официальных формах общения.
Особенности психического развития глухого ребёнка (В.И.Лубовский, И.М.Соловьёв, Ж.И.Шиф и др.).
Проявление комплекса оживления зависит от поведения матери.
Глухие дети «гулят» в те же сроки, что и слышащие, но постепенно замолкают. Без специальных усилий взрослых «лепет» у них не возникает.
Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности.
Глухие дети обращают большее внимание на признаки предметов, которые отчётливо выделяются и испытывают трудности при вычленении существенных признаков.
Жестовая речь глухого ребёнка - выполняет роль средства и способа социального общения, а её наличие является непременным условием психического развития. На ранних этапах онтогенеза, развитие психики детей с нарушением слуха существенно зависит от своевременности и качества оказания сурдопедагогической помощи.
Словарный запас глухих детей меньше, по сравнению со слышащими сверстниками. Это является причиной заметного снижения словесной памяти.
Своеобразие развития образной памяти состоит в том, что глухие дети с большим трудом, чем слышащие, запечатлевают образы предметов. Это влечёт за собой недостатки образного мышления.
В период школьного обучения происходит значительное развитие устной и письменной речи: увеличение словарного запаса, усложнение грамматических конструкций.
Глухие дети уступают слышащим по умению использовать средства для запоминания, что снижает продуктивность воспроизведения. Легче запоминаются отдельные слова, хуже предложения, ещё хуже – тексты.
Глухие дети не могут эффективно пользоваться приёмами опосредованного запоминания.
Проблема развития мышления наиболее разработана в сурдопсихологии (Н.В.Яшкова, О.И.Кукушкина, Т.В.Розанова и др.). Основные выводы таковы:
*Глухие дети медленнее овладевают обобщенными приёмами предметных действий.
*Затруднено овладение значением слов, выражающих пространственные отношения.
*К началу среднего школьного возраста различия в развитии наглядно-образного мышления у глухих и слышащих значительно сокращаются.
*Наибольшее отставание и своеобразие наблюдается у глухих детей в отношении развития их словесно-логического мышления.
* Глухие дети с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями и поступками людей.
Рекомендуемая литература по теме:
Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей. М., 1973.
Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. -М., 1983.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. -М., 1963
Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. - М., 2000.
Занков Л.В., Соловьёв И.М. Очерки психологии глухонемого ребёнка. –М., 1940.
Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. -М., 2003.
Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2006.
Сорокин В.М. Специальная психология. -СПб., 2003.
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2005.
Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих людей.
http // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml
http:// chuprov.boom.ru /chuprov/ new
http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0
http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156
http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте перечень основных психологических особенностей ребёнка с врождённой глухотой.
2. Сравните особенности развития психических процессов на ранних этапах онтогенеза у слышащих и глухих детей.
3. Сравните особенности развития психических процессов на ранних этапах онтогенеза у слабослышащих и глухих детей.
1. Что является предметом сурдопсихологии?
2. Каковы основные задачи сурдопсихологии?
3. Какие группы нарушения слуха можно выделить?
4. Каковы основные особенности психического развития глухого ребёнка?
5. Что такое жестовая речь и какие виды жестовой речи принято выделять?