Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

ýПод термином “задержка развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и легко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль Ýконституциональные факторы, Ýхронические соматические заболевания, Ýорганическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отклонения, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.

àВ исследованиях Т.А. Власовой и М.С. Певзнера выделено две наиболее многочисленные группы детей с психофизическим и психическим инфантилизмом(4,70).

ÝВ первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Задержка их развития вызвана, по мнению исследователей, медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются в целом низкой работоспособностью. Отставая в учении, они становятся более сложными для воспитателей и учителей.

ÝВторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности, возникающие на ранних этапах жизни ребенка, которые чаще всего являются следствием мозговых травм, обусловленные длительными астеническими и церебрастеническими состояниями. Для этих школьников характерна слабость основных нервных процессов. Глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.

àЗадержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах, когда необходимы не только длительная психолого-коррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

Термины “задержка темпа психического развития”, “задержка психического развития” были предложены Г.Е. Сухаревой (ЗПР).

ýОсновными причинами отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или приобретенные, а в некоторых случаях и генетически обусловленные. Неблагоприятные социальные факторы (неблагополучные условия воспитания, дефицит информации и т.п.) усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.

ÝЗадержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Выявлению пограничных состояний интеллектуальной непосредственности способствует рост требований, предъявляемых обществом к развитию личности ребенка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.). Задержка психического развития чаще выявляется с началом обучения ребенка в детском саду или школе(4,71).

àВ медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Широко использовавшийся ранее термин “временная задержка психического развития” применим лишь к части случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей к норме. Большая часть этих детей отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратному развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Эти состояния имеют свои особенности и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта.

Единственными принципами систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время наука не располагает. Г.Е. Сухарева выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

Ý интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;

Ý нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

Ý нарушения при различных формах инфантимума;

Ý вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;

Ý функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

М.С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.

К.С. Лебединской было выделено четыре основных варианта ЗПР Ýконституционального, Ýсоматического, Ýпсихогенного и Ýцеребро-органического происхождения. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

В.В. Ковалев все пограничные формы интеллектуальной недостаточности условно разделяет на 4 группы:

Ý дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка;

Ý энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;

Ý интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации;

Ý интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (“социально-культурная умственная отсталость” – американский термин).

àЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. ÝЭти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности), Ýличностной незрелости, Ý по поведению. ÝОни испытывают значительные трудности в обучении, Ýим трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения.

ýУчебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – Ýу них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, Ýнизкая работоспособность, Ýотказ от выполнения уже начатой деятельности; Ýчасто возникают головные боли. ÝВсе это в совокупности ведет к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, Ýпониженной работоспособности.

àСнижение работоспособности и неустойчивость внимания у детей этой категории имеют разнообразные индивидуальные формы проявления: у одних детей Ýмаксимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы, Ýу других – наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, Ýв третьей группе учащихся отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.

àОсобенности внимания детей с ЗПР проявляются Ýв его неустойчивости, Ýповышенной отвлекаемости, Ýнеустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполнения этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.

àУ детей с ЗПР наблюдается и более низкий (по сравнению с нормой) уровень развития восприятия, что проявляется Ýв недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, Ýзатруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если они перечеркнуты или накладываются друг на друга.

àИзучение процессов памяти показало Ýнедостаточную продуктивность произвольной памяти, Ýмалый объем памяти, Ýнедостаточность и трудность воспроизведения.

àВыраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается Ýотставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения у этих детей, как правило, Ýне сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено Ýснижение познавательной деятельности.

àБольшинство детей страдают дефектами звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов они Ýдопускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием смысла слов. Учащиеся с ЗПР Ýслабо владеют грамматическими обобщениями, Ýв их речи часто встречаются неправильные грамматические конструкции. ÝЭти дети почти не используют в своей речи некоторых грамматических категорий, Ýиспытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций (4,74).

Своеобразно и поведение детей с ЗПР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: