Монреальский протокол

Международными документами, имеющими задачу защи­ты озонового слоя Земли, являются Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и Монреальский протокол (1987). Монреальский протокол - главный документ, регламентиру­ющий выбросы в атмосферу газов, разрушающих озоновый слой. Протокол подписали 150 стран (через 10 лет их число увеличилось до 163). Страны-участницы Протокола разделе­ны на три уровня по производству озоноразрушающих ве­ществ (ОРВ), в первую очередь фреонов, на душу н

аселения:

• первая группа - страны, производящие не более 0,3 кг;

• вторая группа - страны, производящие более 0,3 кг;

• третья группа - страны, не подписавшие Протокол. Соглашение запрещает какие-либо торговые операции с ОРВ между странами, подписавшими и не подписавшими протокол. Развитые страны должны были прекратить производство ОРВ до 1 января 1996 г., а развивающиеся - на 10 лет позже. Развитые страны должны делать взносы в специаль­ный многосторонний фонд, который финансирует проекты развивающихся стран по снижению негативного воздействия на озоновый слой. Для контроля над выполнением принятых решений утвержден специальный комитет. Встречи участни­ков Протокола на уровне министров проходят ежегодно. Стра­ны-участницы Протокола ищут приемлемую альтернативу ОРВ. Практически она уже найдена при производстве аэро­золей и вспененных полимерных материалов. Наибольшие трудности внедрения озонобезопасных веществ - при произ­водстве холодильного оборудования, хотя некоторые немец­кие, швейцарские и другие европейские фирмы с успехом за­менили фреон изобутаном.

России оказывалась помощь: в 1995 г. Совет глобального экологического фонда (ГЭФ) и Совет Международного бан­ка реконструкции и развития (МБРР) приняли решение о выделении гранта в 60 млн долларов США для поэтапного сокращения потребления ОРВ в России. Предусматривалось за счет этих средств реализовать проекты по выведению из потребления ОРВ на ряде предприятий, где они производят­ся или используются. Однако имеются значительные слож­ности с получением этих средств (строгие требования к офор­млению заявок), и потому к началу 1998 г. сумма уменьши­лась до 17 млн долларов. Все получаемые средства должны расходоваться на приобретение оборудования в странах-до­норах.

Отмечается [71], что Протокол содержит элементы нело­гичности и политизированности. В частности, страны второй группы могут продолжать наращивать производство ОРВ (в Китае и Индии с момента подписания Протокола до 1995 г. производство ОРВ утроилось). Кроме того, от реализации программы Протокола выиграли мощные химические магна­ты, которым легче перестроить свое производство, чем более мелким предприятиям. Есть мнение, что полная реализация Протокола нанесет мировой экономике ущерб в 3-5 трлн дол­ларов. Тем не менее, этот документ является одним из наибо­лее эффективных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: