Международными документами, имеющими задачу защиты озонового слоя Земли, являются Венская конвенция об охране озонового слоя (1985) и Монреальский протокол (1987). Монреальский протокол - главный документ, регламентирующий выбросы в атмосферу газов, разрушающих озоновый слой. Протокол подписали 150 стран (через 10 лет их число увеличилось до 163). Страны-участницы Протокола разделены на три уровня по производству озоноразрушающих веществ (ОРВ), в первую очередь фреонов, на душу н
аселения:
• первая группа - страны, производящие не более 0,3 кг;
• вторая группа - страны, производящие более 0,3 кг;
• третья группа - страны, не подписавшие Протокол. Соглашение запрещает какие-либо торговые операции с ОРВ между странами, подписавшими и не подписавшими протокол. Развитые страны должны были прекратить производство ОРВ до 1 января 1996 г., а развивающиеся - на 10 лет позже. Развитые страны должны делать взносы в специальный многосторонний фонд, который финансирует проекты развивающихся стран по снижению негативного воздействия на озоновый слой. Для контроля над выполнением принятых решений утвержден специальный комитет. Встречи участников Протокола на уровне министров проходят ежегодно. Страны-участницы Протокола ищут приемлемую альтернативу ОРВ. Практически она уже найдена при производстве аэрозолей и вспененных полимерных материалов. Наибольшие трудности внедрения озонобезопасных веществ - при производстве холодильного оборудования, хотя некоторые немецкие, швейцарские и другие европейские фирмы с успехом заменили фреон изобутаном.
|
|
России оказывалась помощь: в 1995 г. Совет глобального экологического фонда (ГЭФ) и Совет Международного банка реконструкции и развития (МБРР) приняли решение о выделении гранта в 60 млн долларов США для поэтапного сокращения потребления ОРВ в России. Предусматривалось за счет этих средств реализовать проекты по выведению из потребления ОРВ на ряде предприятий, где они производятся или используются. Однако имеются значительные сложности с получением этих средств (строгие требования к оформлению заявок), и потому к началу 1998 г. сумма уменьшилась до 17 млн долларов. Все получаемые средства должны расходоваться на приобретение оборудования в странах-донорах.
Отмечается [71], что Протокол содержит элементы нелогичности и политизированности. В частности, страны второй группы могут продолжать наращивать производство ОРВ (в Китае и Индии с момента подписания Протокола до 1995 г. производство ОРВ утроилось). Кроме того, от реализации программы Протокола выиграли мощные химические магнаты, которым легче перестроить свое производство, чем более мелким предприятиям. Есть мнение, что полная реализация Протокола нанесет мировой экономике ущерб в 3-5 трлн долларов. Тем не менее, этот документ является одним из наиболее эффективных.