(по Е.А. Крюковой[37])
При проектировании ситуации необходимо учитывать «координаты пространства личности»:
- деятельность человека;
- культура как система значений, программ, образцов, норм, правил;
- смыслы как динамические системы сознания, несущие пристрастное отношение человека к действительности.
Функции личностно-развивающей ситуации:
1) побудительная, т.е. обеспечивающая выработку и принятие целей предстоящей деятельности;
2) активизирующая, стимулирующая развитие личности ученика;
3) смыслообразующая, преобразующая объективное значение в личностный смысл через оценивание, означивание, осмысливание, рефлексию;
4) динамическая, регулирующая темп, направленность, время процесса развития личности.
В структуре личностно развивающей ситуации можно выделить следующие объекты:
- педагог – носитель личностного опыта;
- ученик, испытывающий потребность в личностном саморазвитии;
- личностно значимая проблема, фрагмент жизнедеятельности, при исполнении которой востребуются личностные функции ученика - смыслотворчество, рефлексия, ответственность, свобода выбора. автономность и прочее;
- процессуальные компоненты ситуации – контекстные задачи, система диалогов, игровая имитация социального пространства.