(в трудах А.С. Макаренко, В.М. Коротова, Л.И. Новиковой и др.)
Каждая стадия характеризуется спецификой взаимодействия классного руководителя, актива класса и коллектива, их обогащающимися возможностями. Функции руководства постепенно передаются активу класса и коллективу на правах доверия, ответственности, авторитета.
1 стадия – педагог выдвигает перед коллективом общие установки, перспективы, требования, формирует актив;
2 стадия – педагог сотрудничает с активом в осуществлении целей и задач коллектива;
3 стадия – сотрудничество распространяется на коллектив, который уже сам становится субъектом осуществления общих целей, перспективных устремлений, традиций, общественного мнения;
4 стадия – под влиянием коллектива, его нравственного микроклимата личность предъявляет требования к себе, и самовоспитание становится ведущим фактором развития учащегося.
Этапы развития коллектива
(классификация Лутошкина А.Н.[34])
На первом этапе педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений и, самое главное, заинтересовать детей в совместной деятельности.
|
|
На втором этапе актив берет на себя часть организаторских функций, Педагог помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности. Коллектив становится привлекательным сообществом, совместно вырабатываются нормы жизни, рождается общественное мнение.
На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства; все члены коллектива предъявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
Приложение 7.