Шаг 3: Попросите детей сказать, каким образом можно было бы увеличить свою долю ответственности в конкретной ситуации

Неважно, какую долю ответственности ребенок взял на себя, пусть даже это будет только 1 %, используйте сам этот факт для того, чтобы обсудить с ним дальнейшие пути осознания своей ответственности в разных ситуациях.

Описанную технику следует применять в том случае, если дети знакомы с дробями и процентами. Диаграмма будет бесполезной, если они не знают, как работать с процентами. Обычно дети уже в средней школе хорошо понимают, о чем идет речь.

Можно сказать детям, что иногда результаты нашего поведения отличаются от того, что мы ожидали. Например, насмешки над кем-нибудь или чьи-нибудь слова: «Ну и дал бы ему как следуем» могут спровоцировать отчаянную драку, в результате чего ребенок получит травму.

Очень важно задавать детям вопросы, которые помогут им прояснить и усвоить то, что они изучали в процессе работы с этой техникой. Примеры таких вопросов приведены ниже.

Ситуация 1

Денис отвечает дома за собаку по кличке Баск – кормит, моет, гуляет и играет с ней каждый день. Однако несколько дней подряд Денис был настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погулять и пот рать со своим псом, Баск очень любит бегать по окрестностям и играть с детьми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец он перегрыз его и с радостью убежал гулять. Вечером Денис пришел кормить собаку и обнаружил порванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Денис не хочет брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Баск, – он не захотел оставаться дома, и поэтому он плохой пёс.

Задайте следующие вопросы:

Какая часть ответственности лежит на Денисе? Какая часть ответственности лежит на Баске? Какая часть ответственности лежит на остальных?

Нарисуйте на диаграмме приблизительную часть ответственности Дениса. Например, пусть дети оценили ответственность Дениса в 20%. Нарисуйте сектор, равный примерно одной пятой части круга по площади. Перерисуйте этот сектор ниже. Спросите у группы: «Если это ответственность Дениса за Баска, то что можно было сделать по-другому, чтобы Баск не убежал?" Например:

• Он мог взять Баска с собой играть с друзьями.

• Он мог попросить свою сестру погулять с собакой, а он выполнил бы часть ее домашней работы в другой день.

• Он мог сказать друзьям, что он не может играть с ними, потому что отвечает за Баска.

• Он мог сказать родителям, что очень занят, и спросить у них совета, что ему делать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: