Образовательные технологии. В процессе изучения дисциплины «Проблемы теории государства и права» с целью формирования у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК)

В процессе изучения дисциплины «Проблемы теории государства и права» с целью формирования у обучающихся общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций применяются как традиционные так и инновационные образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.

В процессе преподавания «Проблем теории государства и права»используются следующие формы: лекции; семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; аттестационное рубежное компьютерное тестирование; письменные и устные домашние задания; обсуждение подготовленных студентами рефератов и докладов; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение домашних заданий, подготовка докладов и рефератов, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему и итоговому контролю.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках дисциплины предусмотрены встречи с представителями органов государственной и муниципальной власти и специалистами в конкретной сфере деятельности, регулируемой нормами конституционного права. Интерактивные формы занятий составляют не менее 20% аудиторных занятий.

В образовательном процессе применяются следующие методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: деловая игра, тематическая дискуссия, тестирование.

Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных управленческих ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой студентов в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения юриспруденции, познания норм поведения в процессе принятия управленческого решения, освоения процедуры принятия решения.

Тематическая дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из заданий и вариантов ответов для выбора. Прохождение тестирования является частью самостоятельной работы студентов, которую следует осуществлять в компьютерном классе.

При проведении практических занятий по всем изучаемым темам предусмотрено использование метода «мозговой штурм» (атака), который заключается в том, что одной части студентов предлагается самостоятельно подготовить рефераты, в которых они должны исследовать формально-юридическую сторону (де-юре) предложенной тематики, а другой части студентов предлагается самостоятельно подготовить рефераты, в которых они должны исследовать материальную сторону (де-факто) предложенной тематики. При этом студенты должны исследовать различные аспекты: исторические, международные, правоприменительные и др. Практическое занятие проводится в форме столкновения разных позиций и подходов. По результату столкновения позиций подводится итог рассмотрения предложенных аспектов изучаемой темы дисциплины с комментариями преподавателя и выставлением оценок.

Использование данного метода, позволяющего студентам на основе сопоставления результатов исследования формально-юридических аспектов и правоприменительной практики, дающего возможность рассмотреть разные стороны изучаемых общественных отношений, будет способствовать формированию как общекультурных компетенций (ОК-1,8,9), так и профессиональных компетенций (ПК-2,4).

При проведении практических занятий по всем изучаемым темам также предусмотрено использование контрольного теста, который в совокупности охватывает век аспекты изучаемой темы дисциплины. Построение и формулировка вопросов в тесте осуществляется путем сочетания правильных и неправильных ответов, содержащих провокацию и требует от студента самостоятельной подготовки по изучаемой теме с использованием указанных преподавателем источников, широкого кругозора, знания точной формулировки норм конституционного права и внимательности при работе с материалом.

Решение тестов может проводиться в различных формах в зависимости от целей которые ставит преподаватель, в частности:

- решение вопросов теста последовательно совместно всей группой, с сопоставлением разных ответов студентов до получения окончательного правильного ответа с комментарием преподавателя;

- решение одного и тоже тестового задания группами студентов («мозговая атака») с сопоставлением ответов до получений правильного ответа;

- решение различных вариантов тестового задания по подгруппам студентов с выставлением оценок и других формах в том числе с использованием компьютерных и мультимедийных средств обучения.

Использование данного метода, дающего возможность включить в образовательный процесс практических всех студентов группы, позволяющего студентам на основе знаний, полученных в ходе лекции и самостоятельной подготовки, при решении вопросов тестового задания, содержащего сопоставление позиций каждого студента и рассмотрение изучаемых общественных отношений с разных сторон при аргументации ответа, также будет способствовать формированию как общекультурных компетенций (ОК-3,8,9), так и профессиональных компетенций (ПК-2,4).

При проведении занятий по темам: «Правовое государство в России и проблемы его становления», «Проблемы эффективности права, правотворчества и правоприменения» предусмотрено использование такого метода как приглашение специалиста. Использование данного метода, дающего возможность включить в образовательный процесс практических работников органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, позволяет студентам сопоставить свои знания, умения и навыки, полученные в ходе лекций, практических занятий и самостоятельной подготовки, с правоприменительной практикой, что также будет способствовать формированию как общекультурных компетенций (ОК-3,8,9) так и профессиональных компетенций (ПК-2,4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: