Физическое воспитание. Физическое воспитание, являясь составной частью единой системы воспитания и обучения глухих дошкольников

Физическое воспитание, являясь составной частью единой системы воспитания и обучения глухих дошкольников, способ­ствует укреплению здоровья детей, их правильному физичес­кому развитию, формированию двигательных навыков, разви­тию основных двигательных качеств (ловкости, быстроты, точности, силы мышц и др.), создает благоприятную основу для гармоничного развития детей, успешного усвоения учеб­ной программы.

В моторном и физическом развитии многие глухие дети отстают от слышащих сверстников по срокам формирования основных движений, имеют различные характерные отклоне­ния в равновесии, координации, осанке, походке и др. В связи с этим материал программы, с одной стороны, отвечает оздо­ровительным задачам, способствует закаливанию и укреплению организма, предусматривает планомерное обучение основным движениям, а с другой – направлен на коррекцию недостатков моторного и физического развития и профилакти­ку отклонений (например, в осанке).

В программе используются физиологически оправданные, доступные и интересные глухим детям упражнения в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, упражнения с предметами и без них. Предусматривается широкое использование разно­образного гимнастического оборудования – гимнастической стенки, скамеек, досок, лестниц, вышки, мостика-качалки и др.

Особое место в программе занимают специальные коррекционные упражнения. Они направлены главным образом на тренировку функции равновесия, развитие мышц, формирую­щих правильную осанку, мышц свода стоп, развитие дыхания, нормализацию двигательной активности и координации.

Физическое воспитание глухих дошкольников осуществля­ется на зарядке, занятиях по физической культуре, в подвиж­ных играх, на занятиях по развитию движений в групповой комнате и во время прогулки.

Занятия по физической культуре – основное средство физического воспитания. Их проводят со всей группой одновременно в просторном, специально оборудованном зале не менее двух раз в неделю, а также по подгруппам. j

Содержание программы по физвоспитанию, равномерно распределяясь, должно быть представлено на занятиях с постепенным усложнением по годам обучения – от накопления двигательного опыта путем простейших движений по подражанию к целенаправленному обучению основным движениям и технике их выполнения, подвижным играм, тренировке дви­гательных качеств. Каждое занятие должно обязательно включать коррекционные упражнения.

В соответствии с уровнем двигательной подготовленности детей для достижения на занятиях высокой моторной плотно­сти различные методы проведения упражнений (индивидуаль­ный, фронтальный, поточный, поочередный) чередуются меж­ду собой.

На всех родах обучения, в зависимости от того, как дети владеют речью, занятия сопровождаются речевой инструкцией, включающей как отработанный, часто встречающийся на других занятиях словарь, так и словарь специфический, обо­значающий физкультурное оборудование и инвентарь и дей­ствия с ними. Специальная работа с детьми по запоминанию используемых физкультурных терминов на занятиях по физи­ческой культуре не ведется, речевые инструкции должны быть краткими, содержащими только необходимую информацию, не в ущерб моторной плотности занятий и их основным зада­чам.

Физическое воспитание глухих детей в специальном дет­ском саду должно пронизывать всю систему их обучения и находить свое отражение в работе педагога (фонетическая ритмика, физкультпаузы), в музыкальных занятиях, в трудовом воспитании, а также в организованной взрослыми само­стоятельной двигательной деятельности детей.

Труд

Содержание раздела направлено на совершенствование трудовых умений, на углубление, расширение и обобщение получаемых ребенком представлений о труде взрослых.

Задачами данного раздела являются:

развитие трудовых умений детей;

обогащение представлений детей об окружающем (в про­цессе труда);

воспитание потребности и готовности работать»в коллек­тиве;

умственное воспитание (развитие восприятия, «представле­ний, понимания действия и способов действия с орудиями труда, приобретение умения планировать трудовую деятель­ность, предвидеть результаты труда);

нравственное воспитание и формирование качеств личности (коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формирование поло­жительного отношения v. труду взрослых, стремление оказать ям помощь), активности и самостоятельности;

физическое воспитание (развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, координированных движений и т.д.);

речевое развитие (расширение и обогащение словаря ре­бенка, развитие речевого общения);

эстетическое воспитание (развитие умения делать не толь­ко быстро, правильно, но и красиво).

Трудовое воспитание осуществляется на специальных за­мятиях и в процессе других видов деятельности; это прежде всего труд по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Учебный план предусматривает осуществление трудового воспитания на фронтальных занятиях, в процессе выполнения режима дня, на прогулке, в семье.

Основными методами трудового обучения в первые два года являются: расчлененный показ способов и последователь­ности выполнения доступных трудовых операций, совместные действия, действия по образцу и словесной инструкции. В даль­нейшем наряду с показом вводится объяснение, распределе­ние обязанностей и планирование предстоящей работы, оценка отношения к труду и его результатов. Для глухих детей важно поощрение, подбадривание в ходе работы, воспитание самоконтроля, самооценки.

Воспитатель на занятиях по труду пользуется развернутой, грамматически правильной речью, поощряет общение детей друг с другом. Речь обслуживает данный вид деятельности, но занятия по труду не должны подменяться занятиями по развитию речи.

Вся организация воспитательно-образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении ставит ребенка в такие условия, когда он должен вместе со всеми участвовать в посильном труде по самообслуживанию, в быту, включаться в дежурства. Поэтому каждый раздел программы способствует решению задач трудового воспитания и тем обеспечивает связь раздела «Труд» с программой воспитания и обучение в целом.

Занятия по трудовому воспитанию проводятся со второго года обучения и распределяются следующим образом: на втором году они направлены на привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание; на третьем году часть за­нятий отводится на хозяйственно-бытовой труд; начиная с четвертого года занятия распределяются примерно поровну между всеми видами элементарной трудовой деятельности глухого ребенка.

Игра

Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется фи­зическое, умственное, речевое и нравственное развитие глухих дошкольников.

В условиях спонтанного развития игровая деятельность глухих детей не достигает необходимого уровня и вплоть до конца дошкольного возраста представляет собой отдельные игровые действия, носящие стереотипный процессуальный характер. Для того чтобы превратить игру глухих дошкольни­ков в ведущую деятельность, которая, как и в условиях нор­мального детства, могла бы оказывать всестороннее развива­ющее действие на психическое развитие детей, необходимо осуществлять с ними систематическую педагогическую рабо­ту. Поэтому, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, глухие дети нуждаются в проведении с ними спе­циальных обучающих занятий по игре.

Программа предусматривает занятия по обучению сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм.

На втором и третьем годах обучения половина всего учеб­ного времени отводится сюжетно-ролевым играм, остальное время распределяется поровну между подвижными и дидакти­ческими играми. На четвертом и пятом годах обучения сюжет­но-ролевым играм отводится две трети учебного времени, ди­дактическая игра как вид занятия проводится один раз в неделю. Однако подготовительные дидактические игры и уп­ражнения как метод обучения продолжают использоваться на других занятиях. Подвижные игры проводятся не только на специальных занятиях, но и в свободное время, а также на занятиях по физическому воспитанию.

В группе детей преддошкольного возраста, учитывая уро­вень развития игры, раздел программы называется «Предмет­но-игровые действия». Содержание программы реализуется на занятиях и в свободных играх.

Занятия с детьми по обучению игре проводит воспитатель в игровом уголке. В качестве методических приемов в первые два года обучения широко применяется обыгрывание игрушек и показ игровых действий, при необходимости используются совместные действия ребенка и педагога.

В последующие годы обучения особое значение приобрета­ет руководство детьми при планировании ими предстоящих игр, распределении ролей, использовании предметов-замести­телей. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым иг­рам направлено на воспитание у них навыков коллективных взаимоотношений.

- Главной задачей воспитателя является развитие у детей творческого игрового воображения, способности перевопло­щаться в образы реальных и сказочных персонажей, форми­рование умения использовать различные средства для переда­чи многообразных явлений действительности. Необходимо, чтобы в процессе подготовки к играм у глухих дошкольников, так же как и у их нормально развивающихся сверстников, возникало стремление воплотить в игре все то, что они увиде­ли в жизни: трудовую деятельность взрослых, разнообразные битовые процессы, явления общественной жизни и т. д.

Основным условием успешного проведения занятий по игре является эмоциональный настрой педагога, его умение орга­нично включаться в игру, руководить ею исподволь, избегая прямого вмешательства и нажима. Несмотря на то, что обуче­ние игре проводится в условиях занятия, необходимо помнить, что это занятие особое, в корне отличающееся, к примеру, от занятий по формированию элементарных математических представлений. Здесь дети должны чувствовать себя свободно, располагаться так, как им удобно. Каждое занятие по игре должно доставлять удовольствие. Поэтому при планировании следует обязательно учитывать личные стремления детей, их потребности.

Примерное распределение игр по кварталам, данное в про­грамме, поможет воспитателю правильно спланировать рабо­ту, наметить последовательность этапов в проведении игр. В то же время предложенный перечень игр является мини­мальным и по усмотрению педагога может быть значительно дополнен и расширен.

Как известно, игра имеет большое значение для развития речи глухих детей, однако, обучая их играм, ни в коем случае нельзя подчинять задачи развития игровой деятельности тре­бованиям формирования речи. В процессе проведения занятий воспитатель должен создать условий для проявления речевой активности у детей, помочь им выразить в слове их игровой опыт. Вместе с тем не должно быть искусственного отрыва речевого материала от содержания самой деятельности, т.е. нельзя заранее разучивать речевой материал, ставить целью запоминание детьми слов-названий игрушек, игровых действий и т. д. Речь должна естественно вплетаться в содержание самой игровой деятельности.

Занятиями по обучению игре игровая деятельность глухих дошкольников не исчерпывается Обучение должно способствовать развитию самостоятельной игровой деятельности (на прогулке, в свободное от занятий время в игровой комнате), ежедневно обогащать ее и направлять.

Занятия проводятся воспитателем как с целой группой в вечернее время, так и по подгруппам в утренние часы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: