Изобразительная деятельность и конструирование

При отсутствии специального обучения глухой ребенок иногда не овладевает изобразительной деятельностью до 5–6 лет. Существенно задерживается также развитие конструк­тивной деятельности Вместе с тем при правильной организации обучения глухие дети могут строить, лепить, рисовать не хуже своих слышащих сверстников.

Основные задачи данного раздела программы:

формирование изобразительной и конструктивной деятель­ности детей;

использование изобразительной деятельности в качестве средства сенсорного воспитания формирования представлений, эстетического воспитания, формирования речи.

Перечисленные задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по конструированию, лепке, рисо­ванию, аппликации, ознакомления детей с произведениями искусства.

Первый год обучения является подготовительным. Его за­дачи: а) показать детям, что постройка, рисунок, лепная поделка, аппликация – изображения предметов, отражающие свойства и отношения; б) привить интерес к изобразительной деятельности, в) привить первичные навыки работы с мате­риалами и орудиями изобразительной деятельности.

Задача второго года обучения – становление у детей само­стоятельных предметных изображений (по образцу, с натуры и по представлению), третьего года обучения – формирование собственного замысла детей, подготовка к сюжетным изо­бражениям; четвертого-пятого годов обучения – развитие сю­жетного изображения, замысла, творческого подхода к изо­бразительной деятельности. Наряду с этим происходит уточ­нение и обобщение восприятия предметов и их свойств, фор­мирование представлений о них; совершенствование восприя­тия произведений искусства, формирование оценочного отно­шения к ним; усвоение приемов и навыков изобразительной деятельности; усвоение соответствующего речевого материала.

Занятия проводятся фронтально, поощряется у детей само­стоятельное конструирование, рисование вне занятий.

Основными методами работы являются: создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внима­ние детей к изображаемому предмету, явлению; показ при формировании навыков и умений; руководство анализом об­разца, обследованием предмета, наблюдением за событиями при формировании самостоятельной изобразительной деятель­ности детей; словесное оформление результатов обследования, наблюдения.

Соединение результатов восприятия с их словесным обо значением создает чувственную основу слова, позволяющую впоследствии вызывать (актуализировать) представления о предметах, их свойствах и отношениях, не воспринимаемых в данный момент, передавать информацию о незнакомых пред­метах и явлениях на основе актуализации представлении о знакомых свойствах и отношениях. Поэтому основная группа слов, подлежащих усвоению на занятиях по изобразительной деятельности, – слова-названия изображаемых предметов, явлений, их свойств и отношений (названия цветов, геометри­ческих форм, величин, пространственных отношений); следу­ющая группа слов – названия материалов, орудий изобрази­тельной деятельности, действий, которые ребенок производит в процессе работы. Указанный терминологический словарь употребляется в предложениях типа: Рисуй шар (побуждение); Можно рисовать шар? (вопрос); Будем рисовать шар (сооб­щение); Я нарисовал шар, а ты не рисуй (отрицание). Кроме того, каждое слово, с целью отработки его грамматической формы и значения, должно употребляться в различных слово­сочетаниях (например: Возьми красный, синий, желтый ка­рандаш. Какого цвета карандаш тебе еще нужен?) и в раз­ных грамматических формах (Возьми карандаш. Рисуй ка­рандашом. Собери карандаши и т.п .).

Занятия по изобразительной деятельности связаны с игрой, ознакомлением с окружающим, развитием речи, ручным тру­дом, формированием элементарных математических представ­лений.

Программный материал по конструированию, лепке, рисо­ванию и аппликации распределен по кварталам: I квартал – ­сентябрь – декабрь, II – январь – март, III – апрель – июнь. Дидактические игры проводятся в течение всего года. Воспи­татель проводит занятия с целой группой (в вечернее время) и по подгруппам (в. утреннее время).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: