Ознакомление с окружающим

Поступающие в специальные дошкольные учреждения глу­хие дети имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разно­родных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают.предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Вот почему необходимо специально знакомить детей с миром вещей, окружающих человека.

Задачей данного раздела программы является проведение целенаправленной работы по ознакомлению с внешним видом, строением, способами использования и сферой функциониро­вания самых необходимых в жизни человека предметов, а так­же с условиями существования самого человека и животных. В содержание работы входит последовательное изучение предметов и явлений, объединенных общей темой.

В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых пред­метах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях.

В ходе этих наблюдений и в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой мате­риал. Однако работа над словом, фразой должна быть про­должена на занятиях по развитию речи, где данные реальные предметы являются для детей уже не новыми, а привлекают­ся как своеобразный наглядный материал. На первом и отча­сти на втором году обучения темы занятий по ознакомлению с окружающим и занятий по развитию речи в основном сов­падают, тем более что акцент переносится с наблюдений за предметами на действия собственно речевые, т. е. отрабаты­вается сам речевой материал. В этом и заключается органическая связь между данными разделами.

На третьем – четвертом – пятом годах обучения расширяются и обобщаются сведения по изученным ранее темам, часть из них уже сообщается речевыми средствами, темы либо укруп­няются, либо конкретизируются. Работа ведется в направле­ниях, которые обеспечивают усвоение минимума обществовед­ческих, природоведческих, математических знаний. Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами и их изображениями, просмотр кинофильмов, диафильмов, составление тематических альбомов, лото и др. На последнем году обучения методы ознакомления с окружающим расши­ряются за счет проведения бесед, чтения текстов на заданную тему, рассказывания, описания. Но во всех случаях в центре внимания сами предметы, факты реальной действительности, а не отработка речевых умений как таковых. Этим занятия по ознакомлению с окружающим отличаются от занятий по развитию речи, которые тематически могут совладать друг с другом.

Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся воспитателем по подгруппам. Речевой материал для них плани­руется совместно с учителем-дефектологом. По данному раз­делу он не выделен; используется общий словарь, изложенный в программе по развитию речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: