Дидактические игры, направленные:
на развитие внимания, выделение и восприятие целостных предметов в различных связях и отношениях, на создание положительного эмоционального отношения к ним; на запоминание предметов, ситуаций, их словесных обозначений:
«Что это?» (разрезные картинки из 3 – 5 частей), лото-вкладки, кукольный театр, «Нарядим елку»;
на восприятие свойств предметов, формирование образов восприятия и представлений: «Найди свой дом», «Найди свою пару»,. «Чудесный мешочек» (выбор по образцу, данному только на ощупь, по рисунку-образцу, по словесной инструкции из 4 – 5 предметов), «Брось шар» (яйцо, брусок и др.), «Какого цвета нет?», «Что такого же цвета?», «Найди красное (голубое, синее и т.п.)», «Раздай куклам флажки», матрешка 6 – 8-местная, пирамида из 6 – 9 колец, «Кто скорее?» (группировка по форме, цвету,, величине), лото с отсрочкой в выполнении действия (запоминание изображений при выборе из 6 – 8 слов-названий и словосочетаний типа: большой мяч, круглый стол, квадратный стол, большой красивый флаг с отсрочкой 5 – 19 с, при выборе из 4 – 6 – с отсрочкой 10 – 20 с);
|
|
на восприятие пространственных отношений: «Внизу – наверху», «Станьте рядом», «Поставим рядом», «Вертушка».
В процессе дидактических игр детям предлагают для восприятия шар, куб, брусок, кирпичик, треугольную призму и плоскостные формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник); основные цвета, а также голубой, оранжевый, коричневый, белый, черный; предметы разной величины; пространственные отношения «внизу – наверху», «рядом», «около». Детей учат зрительно сопоставлять предметы по форме, величине, цвету, а при затруднении обращаться к пробам: прикладыванию, накладыванию.
Конструирование, лепка, рисование, аппликация. Продолжать формировать у детей положительное отношение к изобразительной и конструктивной деятельности, учить их обыгрывать постройки и поделки. Активизировать самостоятельную деятельность детей. Учить строить и наклеивать не только по подражанию действиям взрослого, но и по образцу, самостоятельно анализировать несложный образец, лепить и рисовать по образцу и с натуры (без показа образца), анализируя натуру под руководством воспитателя; при обследовании предметов перед лепкой использовать ощупывание, а перед рисованием – обведение предмета по контуру. Учить детей во всех видах деятельности правильно передавать основные свойства и отношения. Оформлять результаты обследования предметов посредством слава. Описывать предметы и ситуации двумя-тремя фразами типа: Вот дом. Около дома скамейка; Помидор похож на шар, внизу хвостик. Помидор красный. Добиваться того, чтобы дети при чтении могли вспомнить и изобразить описываемый предмет, т. е. формировать представления о предметах, их свойствах и отношениях. Учить детей рисовать, лепить, строить, наклеивать по словесному описанию, т.е. по представлению, без показа образца или натуры предметов, только что изображавшихся – по образцу или с натуры, а затем предметов, изображавшихся за 2 – 5 дней до данного занятия. Продолжать учить детей ассоциировать свои рисунки с реальными предметами. Учить создавать, декоративные рисунки по подражанию и по образцу. Познакомить с элементами народной росписи (дорожка, скатерть, коврик). Учить ритмичному чередованию цветов и форм в узоре.
|
|
Вести систематическое эстетическое воспитание, как в повседневной жизни, так и на специальных занятиях. Учить испытывать радость при восприятии красивого сочетания цветов. Воспитывать оценочное отношение к своим работам и работам товарищей: сопоставлять готовую постройку, лепную поделку, рисунок, аппликацию с образцом, натурой, текстом, определять сходство и различия, исправлять ошибки. Подводить к самостоятельной оценке работы («верно», «неверно», «такой», «не такой», «красиво», «некрасиво») Рассматривать с детьми народные игрушки, изделия (семеновская матрешка, хохломская, жостовская роспись, вологодское кружево).
Закреплять и совершенствовать умения и навыки, приобретенные на первом году обучения.
Конструирование. Использовать строительный материал разной формы и величины с учетом его устойчивости для создания простых построек.
Лепка. Раскатывать ком глины между ладонями, превращая его в шар или жгут, расплющивать между ладонями; выдавливать пальцем углубления в глине; оттягивать глину при лепке мелких частей; защипывать ее концами пальцев.
Рисование. Учить самостоятельно промывать кисть, вытирать тряпочкой; ждать, когда высохнет краска, не смазывать ее; проводить линии, используя всю поверхность кисти (плашмя), и концом кисти; делать мазки кистью (примакивание), закрашивать и штриховать рисунки.
Аппликации. Учить соблюдать последовательность при наклеивании элементов, наклеивать аккуратно, не пачкать клеенку.
I квартал
Конструирование по образцу, заранее заготовленному воспитателем, дома с воротами и забором, двух домов с дорогой между ними, мебели для куклы; создание тех же объектов по представлению. Обыгрывание всех построек.
Лепка по подражанию действиям воспитателя тарелочки для куклы, по образцу – конфет-шариков, конфет-палочек, конфет-шариков на тарелочке; по представлению – конфет-шариков, тарелочки. Рассматривание народных глиняных игрушек.
Рисование (карандашами и красками) по образцу лент, дорожек к дому, клубка; с натуры – лент, шаров и мячей разного цвета, колобка, квадратных флажков разного цвета, пирамиды из 2 – 3 шаров, дома из двух частей (стена, крыша). Закрашивание шаров и флажков по подражанию. Рисование по индивидуальной натуре знакомые предметов. Рисование без задания и ассоциирование своих рисунков с изображением предметов (выбор из картинок). Создание воспитателем с помощью детей панно «Осень», «Праздник урожая». Контрольные занятия. Подготовка выставки детских работ (с участием детей).
Аппликация. Раскладывание узора из готовых форм на полосе бумаги по подражанию, по образцу. Наклеивание по образцу снежной бабы, бус для елки, игрушек на изображение елки.
II квартал
Конструирование по подражанию гаража, дома и гаража рядом; по образцу и на том же занятии по описанию – гаража, дома с гаражом, большого и маленького дома рядом. Обыгрывание построек.
Лепка с натуры и сразу же по представлению шара, яблока, свеклы, неваляшки, пирамиды из трех шаров; по представлению через несколько дней – шара, яблока, неваляшки, снежной бабы (после наблюдения), колобка.
|
|
Рисование по подражанию ветки елки, дорожки на кукольный стол, скатерти; с натуры со штриховкой, по подражанию – кубика и шара рядом, башни из кубиков; с натуры и сразу же по представлению – шаров и флажков на нитке (флажки квадратные и треугольные), воздушных шаров, птички, автобуса; рисование тех же предметов по представлению спустя 2 – 4 дня; по представлению после наблюдения – снежной бабы, снежной бабы около дома, дерева без листьев, зимы («Зима. Снег лежит. Птичка на снегу»); по индивидуальной натуре знакомых предметов; без задания и ассоциирование рисунков с предметами. Рассматривание картины с изображением зимнего пейзажа, народных игрушек с росписью. Контрольные занятия.
Аппликация. Наклеивание по подражанию узора на квадрате; по представлению – «украсим елку», «неваляшка», коллективная аппликация «Зима»; по образцу –тюльпаны и нарциссы (подарок маме).
III квартал
Конструирование по образцу улицы; по описанию – большого дома с забором, большого дома и маленького рядом, знакомых предметов по индивидуальным текстам.
Лепка по образцу – птички (защипывание клюва, оттягивание хвоста по подражанию); по индивидуальной натуре, по индивидуальным текстам-описаниям всех знакомых предметов.
Рисование по подражанию – скатерти, коврика; с натуры – аквариума, автобуса, поезда (по игрушке); тех же предметов по представлению; по индивидуальной натуре; по индивидуальным текстам-описаниям; без задания. Коллективная разрисовка панно «I Мая», «Весна». Контрольные занятия. Подготовка (совместно с детьми) выставки детских работ.
Аппликация. Коллективная аппликация «Наш праздник», аппликация по индивидуальным образцам.
Речевой материал: см. «Примерный словарь».