Дидактические игры, направленные на:
развитие зрительного внимания, целостного восприятия предметов: «Собери куклу», «Что это?» (разрезные картинки из 6 – 8 частей), «Нарисуй целое», «Нарядим елку»; кукольный театр по сказкам «Три медведя», «Колобок»; драматизация тех же сказок;
восприятие свойств и отношений предметов «Ощупай, угадай», «Обведи, угадай», «Разноцветные ключи», «Открой дверь», «Светофор», «Зима и лето», «Все такие?», «Три медведя», «Станьте в пары», «Станьте верно»», «Что длиннее, что короче?», «Что выше, что ниже?», «Поставь матрешку на место»;
формирование представлений о предметах, их свойствах, их действиях: лото с называнием предметов (действий) (с отсрочкой 20 – 30 с при выборе из четырех картинок), «У кого?», «Угадай, что это?».
Конструирование, лепка, рисование, аппликация. Всемерно поощрять и развивать у детей самостоятельные предметные изображения: ассоциирование своих изделий с предметами, рисование, лепка, конструирование, аппликация по образцу, с натуры, по представлению. Учить изображать предметы сложной формы: при анализе образца, натуры, текста-описания обращать внимание не только на общую форму, определяющий цвет предмета, но и на его главные, существенные части, понимать их функциональное значение. Правильно передавать в постройке, рисунке, лепке, аппликации форму, цвет, пропорции предмета. Учить самостоятельно обследовать предметы простой формы, пользуясь ощупывающим движением перед лепкой и обведением перед рисованием. Учить строить по рисунку-образцу, самостоятельно его анализировать. Обучать лепке, рисованию по замыслу, по выбору. Одновременно подготавливать переход к сюжетной лепке, рисованию, аппликации путем организации коллективных работ на сюжеты знакомых сказок. Учить ориентироваться в пространстве листа бумаги, обозначая словами низ, верх, края, углы, середину, правую и левую стороны; правильно располагать изображение на листе бумаги один предмет – в центре листа, крупно, группу предметов или сюжет – по всему листу; уточнять передачу величины предметов (не только большой – маленький, но и длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). В декоративном рисовании, аппликации учить расположению узора на разных формах (прямоугольнике, круге, квадрате), знакомить детей с традиционной росписью. В целях эстетического воспитания учить детей: внимательно рассматривать картину, скульптуру, высказывать свои впечатления, выслушивать мнения товарища; предпочитать некоторые произведения искусства, сочетания форм и цветов; проявлять оценочное отношение (выделять основное в картине, иллюстрации, сравнивать свои работы с образцом, натурой, текстом), быть доброжелательными при оценке работ товарищей. Знать определяющий цвет каждого времени года: осени (желтый), зимы (белый), весны (зеленый), лета (пестрое сочетание цветов).
Продолжать формирование навыков изобразительной деятельности.
Конструирование. Ставить кирпичики углами друг к другу, замыкая пространство; составлять нужную форму из уже имеющихся (куб из кирпичиков, маленьких кубиков, брусков и т. п.).
Лепка. Промазывать части предмета, укреплять несколько фигур на одной подставке, выдавливать полную форму.
Рисование. Использовать разные положения кисточки, делать широкие и узкие полоски, мазки, точки, дуги, кольца. Заканчивать штриховку обведением контура.
I квартал
Конструирование по подражанию зоопарка, комнаты с мебелью для куклы (замкнутое пространство); по образцу – дома с длинным и коротким забором, двух прямоугольных домов (высокого и низкого) рядом; по представлению – высокого и низкого домов рядом, длинного и короткого поездов; по рисунку-образцу – высокого дома, ворот, дома и ворот, дома и дороги.
Лепка по подражанию птички (защипывание клюва, оттягивание хвоста); с натуры и по представлению – мишки, зайки, Снегурочки; по выбору (выбор индивидуальной натуры; коллективная лепка по сказке «Колобок».
Рисование с натуры и по представлению дома с длинным и коротким забором (по макету), куклы в платье, куклы в зимней одежде, куклы-мальчика, мишки, зайки, букета осенних листьев, грузовой машины; по выбору (выбор индивидуальной натуры, индивидуальных текстов) – знакомых предметов, новых предметов знакомой формы; коллективное рисование на большом листе на тему «Дети лепят снежную бабу». Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень», зимнего пейзажа. Подготовка выставки работ к Новому году. Контрольные занятия.
Аппликация. Наклеивание по тексту-описанию «Украсим елку («внизу», «наверху»); по подражанию – узора на квадрате. Коллективная аппликация: панно «Зима», сказка «Колобок».
II квартал
Конструирование по образцу комнаты для кукол, зоопарка; по рисунку-образцу – гаража, стола и стула, длинного и короткого поездов.
Лепка с натуры и по представлению Деда Мороза, мальчика, 4 – 5 матрешек разной величины, трех медведей; по подражанию – чашки с блюдцем; по выбору (выбор индивидуальной натуры, индивидуальных текстов; коллективная лепка по сказке «Колобок».
Рисование с натуры и сразу же по представлению елки, если с игрушками, Снегурочки, колобка, рыбы, аквариума с рыбами, лисы; по индивидуальной натуре – новых предметов знакомой формы, знакомых предметов; по выбору (индивидуальной натуры, индивидуальных текстов); коллективное иллюстрирование сказки «Колобок»; декоративное рисование по образцу тарелки, цветов для мамы. Рассматривание картины И. Грабаря «Мартовский снег», народных поделок, вышивок. Контрольные занятия.
Аппликация. Наклеивание по образцу: матрешек, трех медведей, узора на круге; по выбору (по индивидуальным образцам, по индивидуальным текстам); коллективная аппликация «Зима».
III квартал
Конструирование по рисунку-образцу зоопарка, комнаты для кукол; конструирование по индивидуальным рисункам-образцам; по индивидуальным текстам.
Лепка по индивидуальной натуре, по индивидуальным текстам, коллективная – по сказке «Три медведя».
Рисование с натуры проросшего лука в банке, по представлению – «Дерево весной», «Улица украшена»; по индивидуальной натуре, по индивидуальным текстам; декоративное рисование по выбору. Рассматривание картины о весне (А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода»). Создание коллективной картины «Весна» для украшения группы, спальной комнаты. Подготовка итоговой выставки детских работ. Контрольные занятия.
Аппликация по выбору (из индивидуальных образцов, индивидуальных текстов); коллективное иллюстрирование сказки «Три медведя».
Речевой материал: см. «Примерный словарь».