Существует набор стандартных или эталонных корпоративных стратегий, среди которых компания должна выбирать наиболее предпочтительную, а при необходимости – откорректировать, индивидуализировать ее.
Виды возможных стандартных стратегий корпоративного уровня (а в ряде случаев и бизнес-единиц):
· Стратегии концентрированного роста:
- захват рынка (увеличение доли компании на традиционных сегментах рынка),
- развитие рынка (выход со своей продукцией на новые сегменты рынка),
- развитие продукта (модификация).
· Стратегии интегрированного роста:
- прямая интеграция (альянс с компаниями-покупателями продукции или услуг),
- обратная интеграция (альянс с компаниями-поставщиками продукции и услуг),
- горизонтальная интеграция (альянс с конкурентами).
· Стратегии диверсифицированного роста:
- концентрическая диверсификация (разработка и продвижение новых продуктов по профилю компании),
- конгломеративная диверсификация (расширение ассортимента за счет введения новых позиций продуктов, непрофильных услуг или видов деятельности, причем, рассчитанных на новый сегмент рынка),
- горизонтальная диверсификация (выпуск непрофильных продуктов или услуг, но для традиционных покупателей).
· Стратегии стабилизации (закрепление постоянных клиентов и повышение качества их обслуживания без принципиальных изменений в структуре ассортимента и в поведении компании во внешней среде)
· Стратегии сокращения (снятия)
· Стратегии ликвидации
При выборе эффективной стратегии необходимо учитывать ключевые факторы успеха (КФУ).
Ключевые факторы успеха:
§ Это те стратегические действия, которые фирма должна совершить, чтобы быть конкурентоспособной и добиться успеха
- Это те факторы, которым фирма должна уделять особое внимание, так как они определяют успех (или провал) фирмы на рынке, ее конкурентные возможности, непосредственно влияющие на прибыльность
Уровень стратегии | Ответственные лица | Мероприятия, характерные для каждого уровня |
Корпоративная стратегия | Управляющие высшего ранга (решения обычно принимаются советом директоров) | 1. Принятие принципиальных стратегических решений (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности, и т.п.); 2. Достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество; 3. Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности, товары (услуги) и др. |
Бизнес-стратегия | Генеральные директора/ руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством и/или советом директоров) | 1. Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ. 2. Формирование механизма реагирования на внешние изменения. 3. Объединение стратегических действий основных подразделений. 4. Усилия по решению специфических вопросов и проблем компании |
Функциональная стратегия | Руководители среднего звена (решения принимаются главами сводных подразделений) | 1. Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделений. 2. Обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах |
Операционная стратегия | Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб и других отделов) | Действия по решению узкоспециальных задач и проблем, связанных с достижением целей подразделения |