Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкально-образовательной деятельности.
Наглядно-слуховой метод (звучание произведения в «живом» исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов, например контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т. д.), облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.
Наглядно-зрительный метод в музыкально-образовательной деятельности также применяется широко: показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; использование цветных карточек (прием цвет — настроение) для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.
|
|
Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содержание, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т. д.
Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т. д.), педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение музыкальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте. Практические приемы — оркестровка, передача характера музыки в движениях — позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцентов, динамики, пауз, штрихов, темпа, регистра и т. д.
В музыкально-образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.
Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний.
Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков и т. д.).
Одно из основных музыкальных пособий, на основе которого создаются различные музыкально-дидактические игры и упражнения,— «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Каждая музыкальная пьеса и попевка в букваре иллюстрирована, что всегда привлекает малышей.
Три раздела «Музыкального букваря» посвящены соответственно трем темам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем Рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?».
|
|
Первый раздел состоит из контрастных по характеру пьес, слушая которые дети узнают, что музыка может выражать различные чувства, настроения и их оттенки.
Во втором разделе собраны программно-изобразительные пьесы, показывающие, как музыка изображает конкретные жизненные явления (природу, животных), сказочные персонажи и что при этом она всегда эмоционально окрашена (пьесы «Утро», «День», «Ночь», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Три медведя» и др.).
Третий раздел знакомит со средствами музыкальной выразительности, с языком музыки. Дети получают представление о высоте звуков (попевки «Птенчики», «Качели», «Эхо» и др.), длительностях звуков (попевки «На рассвете», «Снегири», «Буду летчиком» и др.).
«Музыкальный букварь» используется не только для слушания, но и при обучении детей пению, игре на музыкальных инструментах для развития певческих навыков, слуха, чувства ритма.
Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.
Приведем примерный словарь музыкальных терминов, рекомендуемый для работы с детьми1.
1. Словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки2:
веселая | торжественная | таинственная |
радостная | праздничная | сказочная |
игривая | бодрая | волшебная |
задорная | важная | колючая |
звонкая | маршевая | пугливая |
озорная | четкая | опасливая |
шутливая | отчетливая | осторожная |
бойкая | гордая | настороженная |
смешная | могучая | загадочная |
забавная | победная | отрывистая |
резвая | мужественная | острая |
прыгучая | бесстрашная | подкрадывающаяся |
скачущая | боевая | спокойная |
солнечная | смелая | добрая |
сверкающая | отважная | приветливая |
танцевальная | решительная | неторопливая |
плясовая | сильная | убаюкивающая |
улыбающаяся | богатырская | колыбельная |
грустная | грозная | мягкая |
печальная | военная | плавная |
жалобная | солдатская | гладкая |
тоскливая | суровая | напевная |
скорбная | строгая | протяжная |
хмурая | уверенная | хороводная |
обиженная | храбрая | серьезная |
плачущая | твердая | сдержанная |
просящая | взволнованная | страшная |
нежная | встревоженная | злая |
ласковая | стремительная | грубая |
задумчивая | вьюжная | тяжелая |
мечтательная | метельная | сердитая |
легкая | ненастная | недовольная |
светлая | тревожная | темная |
прозрачная | беспокойная | |
торопливая |
1 При составлении словаря использовались работы: Шелепенко А. И.
Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 6—7 лет.— М., 1981 (канд.
дисс.); Рады нова О. П. Слушаем музыку.— М., 1990.
2 Слова сходного эмоционально-образного содержания объединяются в груп
пы условно, так как некоторые понятия могут быть отнесены одновременно к
нескольким группам.
2. Музыкальные жанры, виды музыки:
песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.);
танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, краковяк, го-лак, хоровод и др.);
марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный);
опера, балет, соната, симфония, концерт, трио, квартет, романс, серенада;
вокальная и инструментальная музыка;
народная музыка;
программная и непрограммная музыка.
3. Средства музыкальной выразительноcти:
мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
ритм (равномерный, спокойный, четкий, отчетливый и др.);
пауза (долгая, короткая);
акцент (легкий, сильный);
|
|
гармония (светлая, темная, резкая, напряженная и др.);
интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
лад (мажорный, минорный);
темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживленный и др.); - динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
регистр (высокий, средний, низкий);
тембр (различная окраска звука — светлая, темная, звонкая и др.).
4. Музыкальная форма:
одночастная, двухчастная, трехчастная;
куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение);
вариации.
5. Музыкальные инструменты:
инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот), духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, виолончель, контрабас, альт);
инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян, аккордеон, гитара, трещотка, деревянные ложки и т. д.);
инструменты клавишные (клавесин фортепиано: рояль, пианино);
орган.
6. Музыкальные профессии, специальности, коллективы: композитор, дирижер, пианист, солист, артист, музыкант; оркестр, ансамбль, хор.
7. Характер исполнения, приемы: стаккато, легато, глиссандо;
отрывисто, плавно, отчетливо, мягко, протяжно, легко, светло, прозрачно, звонко и т. д.
8. Общие музыкальные термины:
нота, звук (высота и длительность), бас, аккорд, тема, аккомпанемент, мотив, часть, кульминация, фраза, нотный стан и т. д.