Вариант 1
- Художественная книга как образец литературного языка и как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с нарушениями развития.
- Критерии отбора книг и литературных произведений для чтения и рассказывания дошкольникам с нарушениями развития.
- Методы ознакомления с художественной литературой: чтение педагога-дефектолога по книге или наизусть, рассказывание педагога-дефектолога, инсценирование.
- Основные формы работы с книгой в детском саду.
- Литературный анализ художественного текста педагогом-дефектологом. Объяснение незнакомых слов. Структура занятия по художественному чтению и рассказыванию в С)К)ДОУ.
- Ознакомление с поэтическими произведениями дошкольников с нарушениями развития. Методические требования к заучиванию стихов.
- Использование художественной литературы вне занятий.
Вариант 2
- Основные этапы лингвистического анализа художественного произведения младшими школьниками с нарушениями развития.
- Развитие умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
- Развитие умения воссоздать в воображении картины жизни, изображённые писателем.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, видеть соотнесённость эпизодов, понимать логику развития действия.
- Развитиеумения целостно воспринимать образ-персонаж как один из компонентов художественного произведения, служащий (наряду с другими) для раскрытия идеи.
- Развитие умения видеть авторскую позицию (отношение) во всех элементах художественного произведения.
- Развитие умения осмыслить (осознать) идею произведения.
Вариант 3
|
|
- Уроки литературного и объяснительного чтения в специальной (корррекционной) школе.
- Принципы анализа художественного произведения в школе.
- Содержательная и эмоциональная подготовка к первичному восприятию текста.
- Первичное целостное эмоциональное восприятие художественного произведения (первичный синтез), анализ художественного произведения и вторичный синтез.
- Работа с текстом до, во время и после чтения.
- Особенности оформления конспекта урока литературного чтения.
Перечень вопросов для зачета:
1. Характеристика слова, его роль в языке и речи. Свойства слова.
2. Значение и смысл слова. Особенности овладения лексической системой языка детьми с нарушениями развития.
3. Задачи словарной работы в С(К)ДОУ. Ономасиологический и семасиологический аспекты словарной работы в С(К)ДОУ и ее направления.
4. Принципы, методы и приемы словарной работы в С(К)ДОУ. Речевой образец (называние) педагога-дефектолога.
|
|
5. Индивидуальное и хоровое воспроизведение образца.
6. Лексический анализ языка художественных произведений.
7. Словарные дидактические игры и лексические упражнения.
8. Загадывание и отгадывание загадок.
9. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей. Грамматическое значение.
10. Особенности усвоения детьми с нарушения развития грамматического строя русского языка.
11. Основные задачи работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями развития: освоение морфологической, синтаксической сторонами речи, элементов словообразования.
12. Создание благоприятной языковой среды, специальное обучение детей трудным грамматическим формам и практика речевого общения как пути формирования грамматически правильной речи.
13. Методы и приемы формирования грамматически правильной речи: образец, объяснение, указание, сравнение, повторение.
14. Практика речевого общения и образец речи педагога-дефектолога как условие формирования грамматических навыков.
15. Методика исправления грамматических ошибок.
16. Характеристика звуковой стороны русского языка и ее компоненты. Разделы звуковой культуры речи: культура речепроизношения и речевой слух.
17. Особенности усвоения звуковой стороны речи детьми с нарушениями развития.
18. Последовательность работы над звуками.
19. Речевая активность детей на основе подражания речи педагога-дефектолога как основа усвоения фонетической системы языка.
20. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
21. Языковое оформление диалога и характеристика монологического высказывания.
22. Особенности развития связной монологической и диалогической речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
23. Способы соединения фраз в тексте.
24. Типы монологов в зависимости от функции (назначения), в зависимости от источника высказывания.
25. Разговор воспитателя с детьми как основной метод формирования диалогической речи в повседневном общении.
26. Приемы обучения рассказыванию: совместное и коллективное составление рассказа, образец и план рассказа, моделирование.
27. Пересказ литературных произведений. Требования отбора произведений для пересказа. Виды пересказа.
28. Требования к пересказам детей с нарушениями развития. Структура занятий по пересказу.
29. Приемы обучения пересказыванию: осмысленное восприятие произведения; педагогическое руководство самим процессом пересказывания; анализ и оценка речевой деятельности детей.
30. Общеречевое развитие детей с ОВЗ, речевая рефлексия и сознательное оперирование языком как основа их подготовки к обучению грамоте.
31. Элементарный лингвистический анализ.
32. Этапы работы по букварю.
33. Особенности освоения детьми с нарушениями развития грамматики и правописания.
34. Работа над первоначальными языковыми обобщениями в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса в коррекционной школе.
35. Методика обучения отдельным языковым темам младших школьников с нарушениями развития.
36. Методы ознакомления с художественной литературой: чтение педагога-дефектолога по книге или наизусть, рассказывание педагога-дефектолога, инсценирование.
37. Литературный анализ художественного текста педагогом-дефектологом. Объяснение незнакомых слов.
38. Структура занятия по художественному чтению и рассказыванию в С)К)ДОУ.
39. Ознакомление с поэтическими произведениями дошкольников с нарушениями развития. Методические требования к заучиванию стихов.
40. Уроки литературного и объяснительного чтения в специальной (корррекционной) школе.
41. Основные этапы лингвистического анализа художественного произведения младшими школьниками с нарушениями развития.
|
|
42. Принципы анализа художественного произведения в школе.
43. Особенности оформления конспекта урока литературного чтения.