Конструирование учебного процесса

 
 


В схеме есть одна особенность, не свойственная традиционному обучению, – это коррекция учебного процесса, оперативная обратная связь.

Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Способ постановки целей, который предлагает педагогическая технология, отличается повышенной инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях детей. Но здесь возникают трудности. Каким способом перевести результаты обучения на язык действий? Как добиться однозначности этого перевода?

Построение четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия) называется педагогической таксономий.

Таксономия педагогических целей охватывает следующие области:

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, способами действий, включая создание нового.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира. В эту сферу попадаются такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, которые связаны с формирование тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации.

Использование четкой, упорядоченной, иерархической классификации целей важно, прежде всего, для педагога-практика по следующим причинам:

1). Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией, педагог не только выделяет и конкретизирует цели, но и упорядочивает их, определяя первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.

2). Ясность и гласность в совместной работе педагога и детей.

Конкретные учебные цели дают педагогу возможность разъяснить детям ориентиры в их общей учебной работе, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц (родителей, инспекторов).

3). Создание эталонов оценки результатов обучения. Обращение к четким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности, поддается более надежной и объективной оценке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: