Синергетика – достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы XX столетия. Её название происходит от греческого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество. Главным предметом изучения синергетиков являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах. Первоначально её открытия касались естественно-научных дисциплин, затем они были распространены на социальные и педагогические системы. Синергетика представляет собой синтез идей неклассической физики, кибернетики и системного подхода о происхождении, становлении и преобразовании нелинейных систем. Она ставит своей целью изучение процессов самоорганизации и саморазвития социальных и природных явлений, протекающих в открытых неравновесных и нелинейных системах.
Основные понятия синергетического подхода:
Самоорганизация – процесс поддержания оптимального функционирования системы, содействующий её самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению.
|
|
Открытость – свойство системы, обусловленное наличием у неё коммуникативных каналов с внешней средой для обмена энергией и информацией.
Нелинейность – это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействие извне.
Неравновесность – это качество системы, находящейся вдали от состояния равновесия.
Бифукация (с лат. “раздвоение”) – это ветвление путей эволюции, развития открытой нелинейной системы.
Флуктуация(с лат. “колебание”) – это случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, от её средних значений, ведущих при определённых условиях к образованию новой структуры и системного качества, то есть к возникновению новой системы.
Диссипативные структуры – это новые структуры, возникающие в системе при её удалении от состояния равновесия и рассеивании свободной энергии.
Аттрактор (близко к понятию цель) – это относительно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе всё множество траекторий движения (развития) системного объекта.
Синергетический подход представляет собой методологическую ориентацию, предполагающую принятие и применение следующих идей:
1. Для возникновения и протекания процессов самоорганизации системы важными предпосылками служат: способность системы обмениваться со средой энергией, достаточная удалённость системы от точки равновесия.
2. Хаос выполняет конструктивную роль в процессах самоорганизации: с одной стороны, он разрушителен, так как хаотические малые флуктуации в определённых условиях приводят к разрушению систем, с другой – он созидателен, так как хаос лежит в основе механизма объединения простых структур в сложные, согласования темпов их эволюции, вывода системы на аттрактор развития. Разрушая, хаос строит, а строя, он приводит к разрушению.
|
|
3. Процесс развития происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости. Хотя устойчивость, стабильность, равновесия представляют собой необходимые условия для существования конкретной системы, тем не менее, переход к новой системе невозможен без ликвидации равновесия, устойчивости и однородности.
4. Новое появляется в результате бифукаций как непредсказуемое, и в то же время, запрограммированное в виде спектра возможных путей развития, спектра относительно устойчивых структур - аттрактов эволюции.
5. Системе нельзя навязывать то, что вступает в противоречие с её внутренним содержанием и логикой развёртывания её внутренних процессов. Внешнее влияние должно согласовываться с внутренними свойствами системы, находиться в состоянии резонанса с ним.
6. Замкнутость системы способна рождать такой тип устойчивости, который может препятствовать её развитию, привести к эволюционному тупику.
Исходя из этого, главным инструментом развития управляемой системы должны быть диалог субъектов системы, метод мозгового штурма при обсуждении сложной проблемы и поиска различных вариантов разрешения проблемной ситуации, методики преодоления стереотипов индивидуального сознания, его культурной замкнутости и дисциплинарно-предметной ограниченности.
1.3. Системно-целевой подход к планированию.
Планирование является одним из способов заглянуть в будущее, определить перспективы развития управляемой системы. План деятельности учреждения или его подсистемы представляет собой совокупность упорядоченных по времени проведения событий, акций, мероприятий и других форм работы. В плане определяется место и форма проведения события, его участники и организаторы, другие позиции.
Современный план работы должен носить системно-целевой характер, то есть представлять собой систему взаимосвязанных, логически выстроенных событий, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей.
Цели необходимо сформулировать как прогнозируемый результат, как предполагаемое состояние системы. Поставленные цели должны вытекать из анализа исходного состояния управляемой системы:
· из вычленения существующих проблем в эффективности её работы и быть направленными на их решение;
· из результатов социологического анализа потребителей деятельности системы и стремления её усовершенствовать в соответствии с выявленными потребностями, противоречиями и пр.;
· из выявления качественно новых возможностей учреждения и стремления обеспечить условия для их реализации;
· из определения тенденций развития системы и необходимости устранить негативные тенденций или усилить позитивные.
Цели желательно разбить на задачи, тогда будет лучше видно, всё ли необходимое для достижения цели мы поставили в план работы.
Система событий плана должна включать в себя события диагностического, мотивационного, обучающего, внедренческого, контролирующего, коррекционного, аналитического характера.
Список рекомендуемой литературы:
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира.- М., 1985.
2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973.
3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - М., 2000.
4. Климантович Н.Ю. Без формул о синергетике. – Минск, 1986.
5. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков, 1996.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М., 1994.
8. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. – Псков, 1996.