Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
1. Титульный лист включает:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
|
|
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы их проверки;
- формы подведения итоговреализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
- перечетразделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
Список литературы.
Раздел 3. Классификация образовательных программ.
По уровню освоения:
ü общекультурные – уровень освоения предполагает удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыков общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
|
|
ü углубленные – уровень развития компетентности в отдельной области, сформированности навыков на уровне практического применения.
ü профессионально-ориентированные (допрофессиональные) – уровень, предусматривающий достижения высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблему, формулировать задачу, искать средства их решения в условиях неопределенности. Данные программы гарантируют учащимся систему основных знаний, практических умений и навыков.
По виду:
ü типовая (примерная) – программы Министерства просвещения, рекомендованные внешкольным учреждениям для реализации по профилю той или иной образовательной области.
ü модифицированная (адаптированная, скорректированная) – содержание данной программы основано на типовой программе, с внесением изменения в отбор тем, порядок их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам. Изменения вносятся с учетом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Иногда коррективы вносятся в программу педагогом как выражение его позиции, жизненного и практического опыта собственного видения предмета, но они не затрагивают основ, принципиальных аспектов образовательного процесса.
ü экспериментальная – предполагает отработку новых педагогических технологий, методик; содержит этапы и способы отслеживания; имеет научного руководителя; по мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на экспертном совете эта программа переходит в статус авторской.
ü авторская – полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание - это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью. Программа должна содержать: гипотезу и её концептуальное обоснование. Программа должна пройти апробацию в течение 3-х лет. По мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на экспертном совете эта программа переходит в статус авторской.
Выделяют следующие направленности образовательных программ:
- научно-техническая - культурологическая
- спортивно-техническая - военно-патриотическая
- физкультурно-спортивная - туристско-краеведческая
- художественно-эстетическая - социально-педагогическая
- эколого-биологическая - естественно-научная
Раздел 4. Методические комментарии к содержанию