Целевое назначение программы

Цель — это будущий результат, (к чему стремятся и чего хотят достигнуть).

Образовательная цель — это качественно новое состояние развития личности ребенка, которое станет результатом осуществления образовательного процесса. Очень важно, чтобы образовательная цель была сформулирована в виде идеально представленного достижимого желаемого педагогического результата. Переход от педагогики красивой фразы, педагогики декларирования к педагогике управления развитием связан с умением грамотно формулировать цели и задачи воспитания, вычленять измеряемые вехи развития на образовательном маршруте учащихся. Например, «Духовное развитие», являясь значимым направлением педагогической деятельности, не может быть использовано как вариант формулировки цели программы, так как не имеет ни границ, ни критериев.

Целевое назначение программы должно отражать уровень образованности выпускников, который обеспечивает образовательная программа, показывать возможные дальнейшие образовательные маршруты. Цель может быть сформулирована как «овладение основами искусства... (оригами)», «формирование базовой культуры...», «развитие способности к творческому самовыражению средствами…», «создание условий для…

(развития ребенка в целом; развития определенных способностей ребенка) через или средствами предмета» и т.д.

Глобальный, фундаментальный характер цели требует ее разукрупнения на задачи. З а д а ч и — шаги к достижению цели, способ разукрупнения цели; это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая промежуточный и конечный результат и наряду с другими задачами служащая достижению общей цели.

Показателем грамотности педагога является наличие задач разного характера:

образовательных (что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.),

развивающих (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие),

воспитательных (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы),

Формулировать задачи можно через следующие глаголы: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развить, приобщить, предоставить возможность, поддержать, воспитывать, расширить, углубить и др.

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие; или при приеме существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра и т.д. Вы определяете группу детей, для обучения которых будет предназначена программа: пол, возраст, степень предварительной подготовки, уровень образования детей, степень сформированности интересов к Вашей предметной области, наличие способностей, физическое здоровье детей и т.д., то есть характеризуете особенности детей, которые будутучитываться при наборе детей для обучения. Фиксируется факт наличия или отсутствия каких—либо ограничений, при этом нужно понимать, что если вы пишите «Программа для всех желающих», то вы также вводите ограничение — наличие желания.

Режим занятий указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).

Наполняемость учебной группы по годам обучения:

Например: 1 год обучения – 15 человек;

2 год – 12 человек; 3 год и более – 10 человек.

Способы проверки результата отзывы детей и родителей, наблюдения педагога, анкетирование, анализ, тестирование и т.д.

Способы фиксации результата: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и др.

Формы подведения итогов реализации программы указать виды аттестации учащихся: начальная, промежуточная, итоговая; сроки их проведения и форму (смотри «Методическое обеспечение образовательной программы»).

Раздел 5. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план представляет собой поэтапное описание продвижения ребенка в океане человеческой культуры, в котором маршрут следования от одной точки до другой последовательно раскрывает каждая тема. Раздел должен содержать перечень тем, распределенных по этапам обучения, с указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические, практические и другие виды занятий. Примерное соотношение: теория – 30%; практика – 70%.

Должны содержаться рекомендации по проверке и оценке знаний и умений учащихся (итоговая работа, выступление, участие в конкурсе, зачет, экзамен и др.).Вучебно-тематический план необходимо включить:все виды диагностики, беседы по технике безопасности, учебные экскурсии, обязательные выезды с учащимися на туристские сборы, полевую практику и пр.

Учебно-тематический план должен быть представлен в виде таблицы.

Вариант 1. (предусматривается вариативность количества часов в данном году обучения)

№ п/п Наименование тем Количество часов Количество часов
…-х часовая группа …-х часовая группа
Теория Практика Всего Теория Практика Всего
               
               
ИТОГО            

Вариант 2

№ п/п Наименование тем Количество часов
Теория Практика Всего
         
         
ИТОГО      

Итоговое количество часов (за учебный год) зависит от количества часов занятий в неделю. Существует традиционный расчет часов:

Количество часов
в неделю в год
   
   
   
   
   
   
   

Иной расчет часов в учебно-тематическом плане необходимо обосновать.

Раздел 6. Содержание программы.

В этом разделе указывается:

- название раздела, темы (должно совпадать с перечисленными разделами и темами в учебно-тематическом плане);

- телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи;

- указываются теоретические и практические занятия; при этом в теории указываются основные теоретические понятия (без комментария), а в практике – практическая деятельность учащихся (при планировании экскурсий желательно указывать тему и место проведения экскурсии).

Раздел 7. Ожидаемый результат.

Ожидаемый результат - конкретная характеристика знаний, представлений, умений и навыков, которые приобретает ребенок по истечении каждого года обучения, результаты воспитания и развития ребенка.

Ожидаемый результат непосредственно проистекает из задач и является их дальнейшим разукрупнением (дроблением). Ожидаемый результат имеет свою внутреннюю динамику развития, являясь итоговой характеристикой каждого этапа обучения. Педагог сам выбирает длительность этих этапов: год, полугодие, тематический блок в программе, изучение каждой темы.

Полезно представить в этом разделе перечень понятий, которым овладеют дети (глоссарий). Формулируя ожидаемый результат, важно помнить, что образовательный процесс связан с развитием познавательно—мировоззренческой (понимание закономерностей, связей, формирование убеждений, определение позиции, расширение представлений), эмоционально—волевой (пробуждение желаний, интересов, заражение восхищением перед вели­чием человеческого труда, пробуждение удивления) и действенно—практической (способность создать..., наличие личного опыта..., сформированного умения..., навыка выполнения) сторон отношения учащихся к основным явлениям жизни.

Примеры формулировок: к концу …. года обучения ребенок будет:

- знать…. - ребенок овладеет понятиями…

- уметь…. - расширится представление…

- иметь представление - у ребенка будет сформирован….

- владеть…. - ребенок научится делать….,

- будет стремиться…. - получит навыки…..

Результат должен отражать все три заявленные в задачах составляющие: обучение, развитие, воспитание личности учащегося. Спрогнозировав ожидаемый результат, проверьте, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач!!!

Раздел 8. Обеспечение реализации программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: