Вербальная коммуникация

Вербальная коммуникация – это процесс общения с помощью речи. Средствами вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений.

При вербальной коммуникации используются сообщения, выраженные в словах (устно, письменно или в печатной форме). Важнейшим средством такой коммуникации является устная речь, хотя бы по той причине, что она не требует особых материальных затрат при межличностном общении.

Кроме того, обращаясь к устной речи, можно передавать информацию не только словами или предложениями. В такой речи люди используют еще и паралингвистические средства, которые также могут нести определенный смысл. Это степень громкости речи, ее ритм, распределение пауз, а также вокализация — смех, плач, зевота, вздохи и т.д.

Например, если кто-то со смехом говорит нам: "Пошел вон отсюда!", совсем не вкладывая буквальный смысл в свои слова, то мы понимаем подтекст этой фразы.

Или же если человек увеличивает темп своей речи, то тем самым он хочет сообщить нам о своем беспокойстве или волнении. Таким образом, существует огромное разнообразие различных лингвистических и паралингвистических форм передачи информации.

Речь людей в зависимости о различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому, выделяют различные виды речи.

Внешняя речь служит общению служит общению, хотя в отдельных случаях, человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем, поэтому ее основной признак – доступность восприятию других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями.

При устной речи человек воспринимает слушателя, их реакцию на его слова.

Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который прочтет написанное только через некоторое время. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Пишущий лишен возможности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей. Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи, допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, тогда как в устной речи нет времени на шлифовку и отделку фраз.

В зависимости от различных условий общения, устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической.

Диалог это разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, повторение фраз и отдельных слов за собеседника, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной степени зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Диалогическая речь, как правило предъявляет меньше требований к построению связанного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная. Здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления, и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи - уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому, или многим лицам, слушающим его. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления. Общей характерной особенностью всех форм монологической речи является ярко выраженная ее направленность к слушателю. Цель этой направленности – достигнуть необходимого воздействия на слушателя, передать им знания, убедить в чем-либо. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении материала. Так же от говорящего требуется умение устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: