Репетиторство - наиболее распространенная форма индивидуальных занятий. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов (школьных, вступительных в вузы). Основой данной формы занятий является интенсивное освоение знаний и умений, а также системы требований к их уровню. Задача личностного и творческого развития учащихся в данном случае не выдвигается.
Тьюторство и менторство более распространены сегодня за рубежом. Эти формы способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией. Тьюто р — это научный руководитель учащегося, который учит его творческому решению учебных задач. Учителя могут выполнять функции тьютора во время проведения в школах творческих недель, дней науки. Менто р, понимаемый как наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, чего невозможно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказывает ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, знакомит его с реальными профессиональными сферами, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.
|
|
Лекционно-семинарская система — это разновидность коллективно-групповой формы обучения. Наиболее широко используется в системе профессионального образования. Однако ее достоинства могут повысить эффективность обучения и в общеобразовательной школе (пример — школы с углубленным изучением предметов). Школьная лекция — форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. На школьной лекции учащиеся выступают не пассивными слушателями, а осуществляют под руководством учителя познавательное движение. Типы лекций в современной школе: инструктивные, лекция-диалог, лекция — научное исследование и методологическая лекция, историческая, обобщающая и пр. Семинар — форма занятия, которая предусматривает создание учащимися совместного образовательного продукта в результате коллективной, групповой коммуникации. Семинар отличается от других видов занятий повышенной активностью учащихся, самостоятельностью мышления, проявлением различных коммуникативно-деятельностных и организационных качеств личности школьников. По способу и характеру проведения различают вводные, обзорные, поисковые семинары, «круглые столы», «мозговые атаки», семинары — деловые игры и др.