Конкретные формы организации учебного процесса

Репетиторство - наиболее распространенная форма индивидуальных заня­тий. Чаще всего репетитор гото­вит ученика к сдаче зачетов и экзаменов (школьных, вступитель­ных в вузы). Основой данной формы занятий является интен­сивное освоение знаний и умений, а также системы требований к их уровню. Задача личностного и творческого развития уча­щихся в данном случае не выдвигается.

Тьюторство и менторство более распространены сегодня за ру­бежом. Эти формы способны обеспечить продуктивную образо­вательную деятельность ученика одновременно с его индивиду­альной образовательной траекторией. Тьюто р — это научный руководитель учащегося, который учит его творческому решению учебных задач. Учителя могут выполнять функции тьютора во время проведения в школах творческих недель, дней науки. Менто р, понимаемый как наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, чего невоз­можно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказыва­ет ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных про­ектов, знакомит его с реальными профессиональными сферами, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.

Лекционно-семинарская система — это разновидность коллективно-групповой формы обучения. Наиболее ши­роко используется в системе профессионального образования. Однако ее достоинства могут повысить эффективность обучения и в общеобразовательной школе (пример — школы с углублен­ным изучением предметов). Школьная лекция — форма обучения, при которой учитель, из­лагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. На школьной лекции учащиеся выступают не пассивными слушате­лями, а осуществляют под руководством учителя познавательное движение. Типы лекций в современной школе: инструктивные, лекция-диалог, лекция — научное исследование и методологиче­ская лекция, историческая, обобщающая и пр. Семинар — форма занятия, которая предусматривает создание учащимися совместного образовательного продукта в результате коллективной, групповой коммуникации. Семинар отличается от других видов занятий повышенной активностью учащихся, самостоятельностью мышления, проявлением различных коммуникативно-деятельностных и организационных качеств лично­сти школьников. По способу и характеру проведения различают вводные, об­зорные, поисковые семинары, «круглые столы», «мозговые ата­ки», семинары — деловые игры и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: