Классификация средств обучения

1. Материальные и идеальные средства обучения.

Материальные - учебники, учебные пособия, ди­дактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, мо­дели, средства наглядности, технические средства обучения, лаборатор­ное оборудование.

Идеальные - общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы.,

2. Наглядные и технические средства обучения.

Наглядные средства обучения:

- средства предметной наглядности (реальные или натуральные объекты: гербарии, минералы, чучела животных)

- средства изобразительной наглядности (образная наглядность- слово, дидактические материалы; объемная наглядность – макеты, модели; плоскостная наглядность – картины, иллюстрации, репродукции, рисунки; символическая наглядность - схемы, чертежи, карты и прочие символы).

. Технические средства обучения:

- визуальные (диафильмы, фото, слайды);

- звуковые (аудио-: магнитофонные и лазерные записи, грамзаписи, радиопередачи);

- аудиовизуальные (кинофильмы, видеофильмы, телепередачи);

- комбинированные (универсальные: компьютеры, лингафонные классы, замкнутые учебные телевизионные системы)

Компьютер – основное средство обучения среди всех технических средств. В зависимости от программы ПК реализует различные цели и функции:

- информационная;

-познавательная;

- развивающая;

- контрольно-диагностическая.

«+» позволяет оптимизировать педагогический процесс.

«-» максимальная индивидуализация, медицинские ухудшения, психологическая зависимость.

Требования к использованию технических средств: знание устройства и техники безопасности в обращении с техническими средствами; соотнесение возможностей технических средств с дидактическими целями и задачами; определение временных рамок эксплуатации технических средств в структуре учебного занятия; определение заданий по организации учебной деятельности учащихся в работе с техническими средствами.

Условия выбора методов и средств обучения. Иерархия факторов, влияющих на выбор методов обучения:

-цель обучения;

- реализация принципов и закономерностей обучения;

- объем требований и содержания;

- сложность учебного материала;

- уровень подготовленности учащихся;

- активность, интерес;

- возраст;

- учебные умения и навыки;

- время обучения;

- тип и структура урока;

- взаимоотношение между учителем и учащимися;

- уровень подготовки учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: