1. Материальные и идеальные средства обучения.
Материальные - учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тестовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.
Идеальные - общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы.,
2. Наглядные и технические средства обучения.
Наглядные средства обучения:
- средства предметной наглядности (реальные или натуральные объекты: гербарии, минералы, чучела животных)
- средства изобразительной наглядности (образная наглядность- слово, дидактические материалы; объемная наглядность – макеты, модели; плоскостная наглядность – картины, иллюстрации, репродукции, рисунки; символическая наглядность - схемы, чертежи, карты и прочие символы).
|
|
. Технические средства обучения:
- визуальные (диафильмы, фото, слайды);
- звуковые (аудио-: магнитофонные и лазерные записи, грамзаписи, радиопередачи);
- аудиовизуальные (кинофильмы, видеофильмы, телепередачи);
- комбинированные (универсальные: компьютеры, лингафонные классы, замкнутые учебные телевизионные системы)
Компьютер – основное средство обучения среди всех технических средств. В зависимости от программы ПК реализует различные цели и функции:
- информационная;
-познавательная;
- развивающая;
- контрольно-диагностическая.
«+» позволяет оптимизировать педагогический процесс.
«-» максимальная индивидуализация, медицинские ухудшения, психологическая зависимость.
Требования к использованию технических средств: знание устройства и техники безопасности в обращении с техническими средствами; соотнесение возможностей технических средств с дидактическими целями и задачами; определение временных рамок эксплуатации технических средств в структуре учебного занятия; определение заданий по организации учебной деятельности учащихся в работе с техническими средствами.
Условия выбора методов и средств обучения. Иерархия факторов, влияющих на выбор методов обучения:
-цель обучения;
- реализация принципов и закономерностей обучения;
- объем требований и содержания;
- сложность учебного материала;
- уровень подготовленности учащихся;
- активность, интерес;
- возраст;
- учебные умения и навыки;
- время обучения;
- тип и структура урока;
- взаимоотношение между учителем и учащимися;
- уровень подготовки учителя.