Тема 2. Анализ современных концепций обучения и воспитания

Понятие содержания образования. Факторы, детерминирующие содержание образования. Принципы отбора содержания образования:принцип соответствия социальному заказу; научная и практическая значимость учебного материла; учет реальных возможностей того или иного процесса обучения; единства содержания образования с позиций всех учебных предметов; принцип гуманизации. Критерии отбора содержания образования. Концепции содержания образования. Примеры структуры содержания образования: структура содержания образования И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, структура содержания эвристического образования А.В. Хуторского, структура содержания образования Б. Блума и др.

Современные подходы к воспитанию. Современная отечественная концепция воспитания. Типы воспитания. Модели и стили воспитания. Уровни реализации воспитания.

Теоретические основы воспитания и развития личности. Развитие личности как педагогическая проблема. Содержание понятия «разностороннее развитие личности». Роль воспитания в развитии личности. Самовоспитание в структуре развития личности. Признаки самоактуализирующейся личности (А. Маслоу).

Характеристика современных концепций воспитания. Бихевиористическая педагогика. Гуманистическая педагогика (неопедоцентризм). Неопозитивизм («новый гуманизм»). Экзистенциализм в педагогике. Теория социализации.

Тема 3. Современные модели организации образования

Понятие о современных моделях образования. Традиционная (поддерживающая) модель систематического академического образования как способ передачи молодому поколению универсальных элементов культуры или репродукция культуры прошлого (Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Мажо, Д. Равич. Ч. Финни и др.). Рационалистическая модель, обеспечивающая избирательное усвоение таких культурных ценностей, которые обеспечивают необходимую адаптацию к среде обитания (Б.Блюм, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.). Феноменологическая модель, предполагающая персональный характер обучения с учетом индивидуальных характеристик, интересов и потребностей. Неинституциональная модель, организующая образование вне социальных институтов (школ, вузов): естественные ландшафты («природа»), Интернет, дистантное (дистанционное) обучение и т.п. (Л. Бернард, П. Гудман, Ж.Гудлэд, И. Иллич, Ф. Клейн, Дж. Холт и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: