Реализация целостного педагогического процесса в школе, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (С.Я. Батышев, В.А. Караковский, В.С. Леднев).
Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы. Критерии эффективности воспитательной системы.
Теоретические концепции воспитательных систем в России и за рубежом в ХIХ и ХХ веках. Авторская школа как образец воспитательной системы. Примеры воспитательных систем в России и за рубежом.
Сущность и содержание национального воспитания. Воспитание культуры межнационального общения. Толерантность и веротерпимость.
Патриотизм и гражданственность, основные характеристики. Воспитание патриотизма и гражданственности.
Тема 5. Закономерности и принципы обучения и воспитания
Закономерности воспитания. Характеристика закономерностей воспитания.
Принципы воспитания и их роль в организации воспитательного процесса. Основные принципы воспитания: персонифицикация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация.
Специфика принципов воспитания (обязательность, комплексность, равнозначность).
Обучение как закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются закономерности и законыразного порядка и уровня.
Закономерности как существенные, устойчивые, объективные, повторяющиеся связи между компонентами учебного процесса.
Закономерности процесса обучения: внешние и внутренние; дидактические; гносеологические; психологические; кибернетические; социологические; организационные.
Зависимость обучения от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, а также их умственного развития. Подчиненность результатов обучения способам управления и активности самого ученика.
Продолжительность обучения как основной фактор, детерминирующий успешность обучения. Четыре уровня усвоения учебного материала по
В.П. Беспалько: ученический, алгоритмический, эвристический, творческий.