Тема 8. Организационные формы обучения, воспитания

Понятие о формах организации процесса воспитания. Классификация организационных форм воспитания по различным основаниям. Характеристика отдельных организационных форм воспитания.

Организационные формы обучения как способы организации педагогического взаимодействия в процессе обучения.

История организационных форм обучения. Индивидуальное обучение, индивидуально-групповая форма организации учебного процесса (ХVIII в.). Белл-ланкарстерская система взаимного обучения (Дж. Ланкастер и А. Белл ХVIII – ХIХ вв.). И.Зиккенгер и его маннгеймская система обучения, ориентированная на способности, умственное развитие и степень подготовки учащихся (ХIХ в.). Дальтон-план Е.Паркхерст (начало ХХ в.). План Трампа (Л.Трамп 1950-60 гг.).

Многообразие организационных форм обучения в современном образовательном процессе. Три классификационных параметра образовательного процесса (М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев). Влияние на организацию педагогического взаимодействия таких сторон образовательного процесса, как характеристики дидактической единицы, целенаправленность или косвенность воспитания и развития, направление потоков информации.

Классификация организационных форм обучения. Общие, внутренние и внешние организационные формы обучения.

Урок как основная форма обучения. Типология урока. Рассказ. Лекция. Беседа. Консультация. Зачет. Лабораторная работа. Экскурсия. Вводный урок. Урок изучения нового материала. Урок формирования новых способов действий. Обобщающий урок. Комбинированный урок.

Структура познавательной деятельности и ее детерминирующее влияние на выбор типа и структуры урока. Проектирование урока.

Классно-урочная система. Достоинства. Ограничения. Условия успешной работы классно-урочной системы.

Организационные формы лекционно-семинарской системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: