Средство воспитания как педагогическая категория. Основные средства воспитания.
Понятие «средство обучения».
Современные средства обучения. Учебник. Его функции, требования к содержанию. Учебное пособие. Задачник. Хрестоматия. Справочник. Видео материалы. Аудиоматериалы. Компьютерная обучающая программа. Функции, особенности, ограничения.
Классификация средств обучения (В.В. Краевский, Н.Е. Эрганова и др.).
Группы средств обучения. Материальные объекты. Знаковые системы. Логические регулятивы. Формы наглядного представления информации.
Средства преподавания и средства учения.
Функции средств обучения: формирующая; познавательная; дидактическая.
Условия эффективного применения средств обучения.
Перспективы развития средств обучения.
Тема 10. Функции и основные направления деятельности классного руководителя
Классный руководитель: требования к нему, его основные задачи.
Содержание деятельности и функции классного руководителя (педагогические, социально-гуманитарные, социально-психологические функции, функции управления).
|
|
Диагностическая функция: целеполагание, планирование, контроль, коррекция.
Критерии эффективности деятельности классного руководителя.
Направления деятельности классного руководителя. Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика. Классный руководитель и педагогический коллектив. Технология воспитательной работы классного руководителя. Классный воспитательный час. Анализ и планирование работы классного руководителя.
Типы и структура ученических коллективов. Признаки коллектива. Поле коллектива, роли и статусы в коллективе. Функции коллектива. Этапы, приемы и методы создания коллектива учебной группы.
Воспитание личности в коллективе. Идея коллективного воспитания в истории педагогической мысли. Противоречия во взглядах педагогов на роль коллектива.
Реализация воспитательных функций коллектива. Сотрудничество и самоуправление в коллективе.
Педагогическое взаимодействие в воспитании: сущность и принципы. Анализ педагогической ситуации. Решение педагогических задач.
Педагогическое общение и его функции. Типы взаимодействия. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся.