В своей книге Monhood of Humanity Альфред Корцибский, основатель общей семантики, говорит о специфической характеристике человека, которая отличает его от других видов животных, о потенциальной способности каждого поколения людей начинать с того, на чем остановилось предыдущее поколение. Благодаря этому, нашим потомкам не придется ещё раз изобретать колесо, учиться пользоваться огнем, компьютером и т.п. Он пишет: «Функциональный анализ, освобожденный от прежних зоологических и мифологических представлений, показал, что человеческие существа, обладающие более развитой нервной системой, отличаются способностью, как отдельного индивидуума, так и целого поколения, начинать с того, на чем остановилось предыдущее поколение. Я назвал эту существенную способность термином time-binding (связь времен). Это возможно только при наличии такого способа жизни, который использует символы, посредством которых осуществляется связь времен. Такая способность основывается на интеллекте, требует участия интеллекта в способах коммуникации. На этом фундаментальном человеческом уровне взаимозависимости связь времен неизбежно ведет к возникновению чувства ответственности и долга по отношению к другим и к будущему, а, следовательно, к появлению этики, морали, к социальным или культурно-социальным реакциям». (Кorzibski, 1950г.). Не передать, это, значит, прервать цепь времен, помешать или замедлить процесс эволюции.
|
|
Проблемы передачи.
Итак, передача информации кажется мне основополагающим процессом. Но мой преподавательский опыт показывает, что это не так легко. Искажение и потеря информации – вот главная проблема. Любой передачи информации сопутствует её искажение по вине того, кто её передает, а тек же того, кто её принимает. Это простая констатация, но за ней кроется явление. Осознав его, мы все вместе должны попытаться свести его к минимуму.
В менее развитых цивилизациях большая часть передачи знаний происходит устным путем. Итак, мы могли бы подумать, что так будет продолжаться и дальше. Но это означало бы непризнание того факта, что сегодня передача знаний возможна не только через единственный способ передачи, т.е. через язык, но и через разные другие очень сложные средства.
Исходя из этого утверждения, следует поразмышлять и внедрить способы передачи, позволяющие свести к минимуму все побочные следствие передачи информации, ведущие к её потери. Мне кажется, что, несмотря на свое несовершенство, передача информации путем письменности продолжает оставаться наилучшей системой: для того, кто хочет передать, письмо дает достаточное время, чтобы выразить, построить, упорядочить, корректировать, прежде чем выпустить в свет. Тому, кто получает информацию, письменность дает стабильный источник, к которому он обращается во всех обстоятельствах, например, в случаях сомнения. И, наконец, письменное послание уменьшает искажение, присущее передачи информации: информация, передаваемая из уст в уста, искажается при каждой передачи; ссылка на единственный источник приводит к индивидуальному искажению для каждого человека, который обращается к этому источнику устной информации.