Найти другую систему

В предисловии к своей книге, Jean-Claude Heudin и Joel de Rosnay ясно формулирую проблему: «Основной бедой современного мира, как в области науки, так и в области поведения больших групп, является господство сложности. Основным фактором, влияющим на наше действия и наш взгляд на роль человека в мире, после «бесконечно большого» и «бесконечно малого», является «бесконечно сложное». Чтобы понять сложность, традиционные исследования опираются на анализ. Исследуя, мы разделяем, расчленяем, изолируем друг от друга составные части, чтобы потом воссоздать функциональное единство. Этот метод приводит к появлению затруднений и ограничений, которые особенно заметны в таких науках,как биология, экология и экономика. Вот почему аналитический подход, являющийся линейным и секвенциальным, сегодня должен быть дополнен систематическим подходом в рамках новой программы мышления. Являясь дополнительным к аналитическому методу, систематический позволяет воссоздать единое целое на основе составных частей, принимая во внимание их взаимозависимость и их эволюцию во времени». (Heudin, 1998, 9).

Принятие парадигмы сложности требует пересмотра линейной причинности, используемой в современных традиционных экспликативных схемах. Опираясь на каждое звено рассуждения по вопросу моно-причинности, первичную причину, за которой следует цепочка следствий, мы должны заместить одновременно мульти-причинностью и демаршем в виде петли, когда следствие из прошлого вновь влияет на причину. При таком типе рассуждений каждая составляющая является необходимым звеном, моментом рождения само-возникающего знания и, в то же время, моментом рождения общего объяснения: «Каждая причина – это действие собственного эффекта». (Ibn Arabi in Favre, 1994, 465).

Сложность мышления требует придавать такую же важность взаимодействиям и типам связей между вещами, как и самим вещам. Принцип сложности позволяет интерпретировать работу динамических систем, таких как организмы, группы или живое в целом. Понимание сложности возможно только при помощи модели. То есть, сделать сложное простым больше не является целью. Цель – преобразовать сложное в теоретическую модель. «Переход от предметов к отношениям имеет важное значение для науки в целом. Gregory Bateson даже говорит, что отношения должны использоваться в качестве основы для любого определения. Он считает,что этому нужно учить наших детей с начальной школы. Он полагает, что каждый предмет должен определяться не по тому, что он сам из себя представляет, а по его отношениям с другими предметами». (Capra, 1990, 71).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: