Концепция пар связана с теорией противоположностей, берущей начало в логике Аристотеля (384-322 г до н.э.), которая, в свою очередь, происходит от силлогизма и считается основой западного мышления. Эта логика опирается на противопоставление А и не-А, между которыми не может существовать никого посредника. Она может с успехом применяться в математике, но её применение в реальной жизни сталкивается с большими помехами; однако её применяют веками. Это приводит к развитию концепции бинарной модели вселенной, созданной исключительно из противоположностей. Так как мы проецируем то, что знаем, или то, что ощущаем, а затем интерпретируем в свете наших осознаваемых или неосознаваемых моделей, мы стараемся жить, проецируя эту модель слишком приблизительно, что приводит ко многим трудностям в наших отношениях. В кино мы легко отличаем положительного персонажа (в белой шляпе) от отрицательного (в черной), в жизни же всё намного сложнее…
Корцибский четко описал психологические, и даже физиологические условия нюансированной (с оттенками), не аристотелевской, логики: «Для того, кто живет общей семантикой, все мысли имеют оттенки. Такой человек избегает диктатуры понятий правда/ложь, черное/белое, тезис/антитезис, которые, как две стороны медали, запирают рассуждение в рамки противоречивых аспектов одной реальности, в то время как проблематика заключается в поиске созидательного подхода». (Saucet, 1996, 14).
|
|
Эдгар Морэн (Edgar Morin) предлагает нам диалогическое мышление, которое «объединяет два антогоничных принципа или утверждения, которые, казалось бы, должны отталкивать друг друга, но которые неразделимы и необходимы для понимания одной и той же реальности. Физик Нильс Бор, например, признавал необходимость рассмотрения физических частиц одновременно и в качестве корпускулов (частиц), и в качестве волн. Как сказал Паскаль, обратное правде – это не ошибка, а противоположная правда. Н.Бор говорит об это по-своему: «Противоположность тривиальной правды – это всегда глупая ошибка. Но противоположность глубокой правды – это другая глубокая правда». Те есть, проблема заключается в том, чтобы объединить антагонистические понятия во имя организаторского, продуктивного и созидательного мыслительного процесса в сложном мире человеческой жизни и истории». (Morin, 1999, 254).
Применение приставки «не-» могло бы привести нас к выводу, что существует противостояние между аристотелевским подходом или логикой и не-аристотелевским. «По сути, не существует противостояния, а только выход за рамки и обобщение: аристотелевский подход является частным случаем не-аристотелевского». (Bulla de Villaret, 1992, 105). Аристотелевская или бинарная логика, очевидно, очень проста, а значит, легка в применении: она, в частности, позволяет создать два противоположных концептуальных полюса, разделенных постоянным напряжением, что позволяет совершаться стабильному и мощному энергетическому взаимообмену между ними, со всеми преимуществами (и недостатками) из этого вытекающими. Но бинарная логика – это только частный случай более обширной логики, основывающейся на существовании множества возможных промежуточных состояний между А и не-А, что гораздо лучше соответствует сложности и неточности жизни. Итак, к какому качеству внутри пары мы бы не стремились, всегда присутствует другое качество. Этому нас уже давно учит символ Тао.
|
|
Рис. 5. Символ Тао.
Мы с трудом соединяем противоположности, а вот природе это очень хорошо удается. Наиболее часто используемой системой является чередование: «В слове чередование (alternance) ecть корень «alter» - другой. Чтобы существовало слово «я», необходимо слово «ты». Без Ты нет Я». (Peze, 1993, 32).
Примеры чередования в природе и в живых организмах слишком многочисленны и слишком очевидны для внимательного наблюдателя, чтобы останавливаться на них.