Внимание на теле. При перцепции воздушного шара переносите поочередно внимание на различные части тела. Уточним, что речь не идет о том, чтобы представить себе мысленно какую либо часть тела (например, представить себе её анатомический образ), но перенести внимание непосредственно на неё, например, на печень, сердце, правый потом левый крестцово-подвздошный сустав, потом на правую и на левую стопу и т.д. После перенесения внимания на какую-либо часть тела и регистрации того, что происходит в шарике, нужно переключить внимание в нейтральное состояние (на шарик или на тело целиком) и дождаться восстановление ритма и амплитуды, соответствующих ритму и амплитуде до перенесения внимания на другую часть тела.
Что нам это дает. Все участники эксперимента ощущают изменение амплитуды и ритма воспринимаемого в шарике движения, когда они переносят своё внимание с одной части тела на другую.
При смене зон тела меняется и перцепция. В зависимости от индивидуумов и от регионов изменение может касаться ритма или амплитуды или обоих, быть слабым или сильным, идти в сторону увеличения или уменьшения.
|
|
Сосредоточение внимания на человеке. Когда перцепция станет стабильной и появится тканевой ритмический импульс, мы попросим участников подумать о человеке, отношение с которым проблематичны, и регистрировать всё то, что происходит в воздушном шаре. Затем дождитесь когда это воспоминание смениться перцепцией нейтрального и подумайте о человеке, с которым у вас в настоящее время особенно гармоничные отношения. Регистрируйте, что происходит в шарике. Дождитесь возврата к перцепции нейтрального.
Сосредоточение внимания на ситуации. Затем, мы просим участников переносить внимание с ситуации на ситуацию. Они должны думать поочередно о проблеме или о житейской трудности (сегодняшней или прошлой), а затем, потратив время, позволяющее вернуться к перцепции нейтрального, думать об успехе или об особенно удачной ситуации. Регистрируйте каждый раз что происходит в шарике.
Управляемое внимание.
Участники концентрируются на перцепции своего тканевого ритмического импульса в шарике. Преподаватель курса просит их представить определенную ситуацию и почувствовать, что произойдет в шарике. Ситуация такова: представьте, что вы лежите на берегу моря, растянувшись на теплом песке в тени зонтиков, и нежный ветер ласкает вашу кожу. Затем представьте, что вы встаёте, идете к кромке воды и гуляете вдоль неё, постепенно ускоряясь, потом начинаете бежать, бежать всё быстрее и быстрее, потом замедляете бег, вновь переходите на шаг, возвращаетесь к своему месту на песке, ложитесь. Дайте своему ритму придти к точке отсчета.
|
|
Участников просят отметить изменения, произошедшие с ритмом на разных этапах.
Что же мы выяснили.
Каждый раз, когда человек переключает внимание на сложные отношения или проблемы, обычно он получает в шарике следующие ощущения: резкий упадок сил, потеря амплитуды, убыстрение ритма. Это ощущение в шарике часто сопровождается неприятным ощущением в теле: затвердеванием и потерей жизненного пространства. И напротив, воспоминание о любимом человеке или об успешной ситуации провоцирует увеличение амплитуды и замедление ритма, которое в большинстве случаев сопровождается приятным телесным ощущением расширения, экспансии.
Воображаемая ситуация с пробежкой на пляже вызывает ощущения, изменяющиеся во времени: от спокойного и просторного движения в шарике (лёжа на пляже в тени) через ускорение и постепенное увеличение ритма по мере ускорения бега до очень быстрого и совсем лишенного амплитуды движения во время быстрого бега. В конце пробежки, по возвращении на песок, движение успокаивается и становится идентичным исходному.
Что мы можем извлечь из этого опыта.
Тканевой ритмический импульс изменяется в зависимости от того, на что направлено внимание:
- когда внимание сконцентрировано на чем-либо позитивном (с точки зрения человека, проводящего опыт), человек ощущает лёгкость и увеличение амплитуды движения;
- когда внимание сконцентрировано на чем-либо негативном, человек ощущает ограничение движения и снижение амплитуды;
- изменения так же происходят тогда, когда внимание направляется то на что-нибудь физическое (орган тела), то на нечто ментальное (жизненная ситуация, воспоминание, другой человек и т.п.);
- кажется, что существует некое Я, которое независимо от тела и контролирует внимание и перцепцию. Воздушный шарик позволяет получить обратную связь с этим Я, что позволяет почувствовать то, что происходит в теле.