Предисловие. Изучение стиха сделало за последнее время большие успехи; ему, несомненно, предстоит развиться в близком будущем в целую об­ласть

Изучение стиха сделало за последнее время большие успехи; ему, несомненно, предстоит развиться в близком будущем в целую об­ласть, хотя планомерное начало этого изучения - у всех на памяти.

Но в стороне от этогоизучения стоит вопрос о поэтическом языке и стиле. Изучения в этой области обособлены от изучения стиха; получается впечатле­ние, что и самый поэтический язык и стиль не свя­заны со стихом, от него не зависят.

Понятие “поэтического языка”, не так давно вы­двинутое, претерпевает теперь кризис, вызванный, не­сомненно, широтою, расплывчатостью объема и со­держания этого понятия, основанного на психолого-лингвистической базе. Термин “поэзия”, бытующий у нас в языке и в науке, потерял в настоящее время конкретный объем и содержание и имеет оценочную окраску.

Моему анализу в настоящей книге подлежит конкретное понятие стиха (в противоположности к понятию прозы) и особенности стихотворного (вернее, стихового) языка.

Эти особенности определяются на основании анализа стиха как конструкции, в которой все элементы
находят­ся во взаимном соотношении. Таким образом, изучение элементов стиля, шедшее обособленно, я пытаюсь здесь поставить в связь.

Самым значащим вопросом в области изучения по­этического стиля является вопрос о значении и смысле по­этического слова. А.А. Потебня надолго определил пути разработки этого вопроса теорией образа. Кризис этой теории вызван отсутствием разграничения, специфика­ции образа. Если образом в одинаковой мере являются и повседневное разговорное выражение и целая главка “Евгения Онегина”, возникает вопрос: в чем же специ­фичность последнего? И этот вопрос заменяет и отодви­гает вопросы, выдвигаемые теориею образа.

Задачей настоящей работы является именно анализ специфических изменений значения и смысла слова в зави­симости от самой стиховой конструкции.

Это потребовало от автора обоснования понятия сти­ха как конструкции; обоснование это он дает в первой части работы.

Части настоящей работы были читаны зимою 1923 го­да в Обществе изучения теории поэтического языка (Опояз) и Обществе изучения художественной словесно­сти при Российском Институте Истории Искусств, чле­нам которых, принявшим участие в обсуждении, прино­шу свою благодарность. Особою благодарностью я обя­зан С.И. Бернштейну за его ценные указания. Со времени написания настоящей работы вышло несколько книг и статей, имеющих некоторое отношение к ее предмету. Они могли быть приняты во внимание только частично.

Ю. Т.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: