Раздел 2. Сущность искусства

Значения слова «искусство». Определение художественного творчества как проблема современной науки. Искусство как явле­ние эстетическое. История значений термина «эстетическое». Эсте­тика как научная дисциплина. Прекрасное как эстетическая кате­гория. Прекрасное и эстетически ценное. Эстетические отношения, их специфика, их объективные (предметные) и субъективные пред­посылки. Познавательный и оценивающий характер эстетических эмоций, их функция и общественно-нравственный смысл. Эстетизм как абсолютизация эстетических ценностей в ущерб всем иным, в том числе гражданско-этическим.

Искусство как творческая деятельность. История осознания творческой природы искусства. Учение Канта и романтиков о ге­нии и позднейшие коррективы к нему. Связь искусства с внехудожественными формами творчества. Художественная деятельность и жизнетворчество.

Искусство как реализация творческой энергии художника. Ху­дожественная деятельность и мифотворчество. Сходство и разли­чия между искусством и игрой. Концепции искусства как игровой деятельности, их сильные и слабые стороны. Игровой компонент художественного творчества.

Искусство как познавательная деятельность. Античная теория подражания (мимезиса) как первый опыт уяснения познавательных начал искусства. Сильные и слабые стороны теории подражания. Восходящее к Платону и средневековой эстетике понимание ис­кусства как условного обозначения неких сущностей (символизи­рования). Понятие характера в теории художественного творчества. Понятие типического и типизации в искусстве. Тематика художественных произведений. Искусство как «зеркало» конкретно-исторических свойств жизни и ее общебытийных начал. Вечные темы.

Идейно-смысловая сторона художественного творчества. Дидро и Лессинг об оценке жизненных явлений как важнейшей задаче искусства. Представления Шиллера и романтиков о воплощении в художественном произведении духовной активности его создате­ля. Термин «идея» в применении к искусству и синонимичные ему выражения (идейное или художественное содержание; авторская концепция, или позиция, или точка зрения; художественный смысл). Понятие пафоса у Гегеля и Белинского.

Типы идейно-эмоционального отношения к жизни (виды пафо­са), воплощаемые в искусстве; вопросы их изучения. Рациональное и интуитивное в художественном смыслообразовании. Преднаме­ренное и непреднамеренное в искусстве.

Преломление в творениях искусства философских, социально-политических, эстетических, этических, религиозных идей. Их пре­творение в идеи собственно художественные. Оценочное осмысле­ние чувственно воспринимаемых форм жизни (эстетических свойств действительности) как специфичная грань идей в искусстве.

Образ и знак в художественном произведении. Общенаучное (философское) значение термина «образ». Образ в логической со­отнесенности с понятием. Гегель и Потебня об образности и об образах в искусстве. Образ как воспроизведение (материализация) представления.

Знак в системе понятий семиотики. Знаки как инструмент по­знания и грань реальности, подлежащая изучению. Три аспекта знаковых систем. Типы знаков. Соотношение понятий «знак» и «образ». Сфера применения теории знаков (семиотики) в совре­менном искусствоведении и литературоведении. Понятия «структу­ры» и «модели». Расхождения и точки соприкосновения между се­миотически ориентированной (структуралистской) и так назы­ваемой традиционной наукой о литературе.

Деятельность воображения как предпосылка и стимул создания художественных образов. Художественный вымысел и его истори­ческие судьбы. Неосознанность вымысла в словесности, причаст­ной мифологическому сознанию. Становление осознанного вы­мысла (сказка в фольклоре; обработка преданий и мифов в антич­ной литературе). Суждения о «продуктивной силе воображения» художника (В. Гумбольдт) в эстетике нового времени, особенно — в эпоху романтизма. Функции художественного вымысла.

Раздел 3. Художественная литература в ряду искусств

Разграничение видов искусства по материальным средствам создания образов (Лессинг, Гегель, их продолжатели). Категори­альная трактовка видов искусства в эпоху романтизма. Искусства простые (односоставные) и синтетические (соединение слова, жеста и мелодии в фольклоре; ансамбли архитектуры, скульптуры, жи­вописи; театр, кино, телевидение). Эволюция искусства от изна­чальной синтетичности к дифференциации его видов. Идея воз­врата к всеобщему синтезированию искусств (Вагнер, Скрябин, Вяч. Иванов).

Выделение словесного искусства из фольклорного синтеза сло­ва, жеста, мелодии. Решающая роль упрочения письменности в этом процессе. Участие художественной литературы в синтезах искусств (иллюстрированная книга, вокальное искусство, художе­ственное чтение, драматические спектакли и звуковые фильмы).

Искусства изобразительные и экспрессивные, их художествен­ные возможности. Изобразительное начало литературы и его свое­образие. «Невеществтвенность» словесных образов. Отсутствие прямой зрительной достоверности (наглядности) художественно-речевых картин.

Пути преодоления писателем отвлеченности словесных знаков. А. Потебня об иносказательности как источнике образности. Роль речевого контекста в создании образов. Смысловая насыщенность, компактность и оперативность словесных изображений. Своеобра­зие зримых картин в литературе. Исторические судьбы художе­ственно-речевой пластики.

Речь как предмет художественного изображения. Монологи и диалоги как воспроизведение мышления, мировоззренческих эмоций и интеллектуального общения. Формальные и функцио­нальные различия между монологом и диалогом. Исторические судьбы речи как предмета художественного изображения. Одно­типность (каноничность) речи персонажей и повествователей в ведущих жанрах древности и средневековья. Ораторская и разго­ворная речь в их преломлении словесным искусством. Риторика в ее воздействии на художественную литературу. Неавторская (чужая) речь в произведении. Разноречие и многоголосие в литературе.

Обращенность литературного произведения к интонационному воображению читателя. Синтаксические конструкции (в их сочета­нии с предметно-логическим смыслом высказываний) как носители интонаций. Литература как искусство воспроизведения человече­ских голосов. Художественная словесность и устная речь. Типы интонаций в поэтическом произведении. Сказ. Фонетические сред­ства (звуковые повторы, паронимы) и их художественная функция. Проблема самостоятельной значимости звуков речи (фонем). Воз­росшее значение звукописи в литературе XX в. Формальные и функциональные различия между поэзией и прозой.

Искусства пространственные, временные и пространственно-временные. Литература как искусство временное. Лессинг о дейст­вии как предмете поэзии. Художественное отражение и претворе­ние времени писателями. Роль в литературе пространственных представлений. Освоение словесным искусством пространства и времени в их единстве. Понятие хронотопа.

Место литературы в ряду искусств. Возрастание ее роли в куль­турно-художественной ситуации XIX-XX вв. Широта позна­вательных возможностей литературы, ее активная проблемность. Односторонность «литературоцентризма». Равноправие видов ис­кусства. Соотношение кино и телевидения с литературой в художе­ственной культуре второй половины XX в.

Раздел 4. Литература в обращенности к читателю, ее функционирование

Художественная литература как форма коммуникации (меж­личностного общения). Герменевтика (учение о понимании) в ее значимости для постижения закономерностей функционирования литературы. Интерпретация как познавательно-творческое освое­ние художественного содержания и как важнейшая, наиболее адек­ватная форма восприятия литературы. Диалогические начала ин­терпретирующей деятельности: ее направленность на постижение литературного произведения и стоящего за ним автора, а одновре­менно — ее субъективный характер. Интерпретации собственно читательские, литературно-критические, научные, художественно-творческие. Верность прочтения литературных произведений как проблема интерпретирующей деятельности.

Творческая активность читателя. Освоение литературного про­изведения как синтез непосредственных впечатлений (читательская интуиция) и их обдумывания (элементы анализа). Избирательность в восприятии литературных произведений, переосмысление читате­лем авторской идеи. Сильные и слабые стороны учения А. А. По-тебни о поэтическом образе как возбудителе духовно-творческой активности и о читателе как творце художественных идей. М. М. Бахтин об освоении литературы как диалогическом обще­нии читателя с автором. «Сотворческое сопереживание» (В. И. Тю-па) как внутренняя норма отношения читателя к автору и его про­изведению. Модификации значения слова «читатель» в литерату­роведении: «имплицитный читатель» как адресат, на которого мыс­ленно ориентируется автор; образ читателя, присутствующий в про­изведении; реальный читатель (читатели литературно образован­ные и представители читающей массы в их культурно-историчес­ком многообразии). Рецептивная эстетика, ее основные понятия.

Литературная классика как ядро художественной словесности, как совокупность произведений, которые наиболее высоко ценимы сменяющими друг друга поколениями читающей публики и интен­сивно живут в большом историческом времени. Факторы, опреде­ляющие репутацию литературных произведений как классических. Общечеловеческое и специфическое для культуры данной страны и эпохи в составе литературной классики. Нежелательность иска­жающей модернизации литературной классики и ее императивной, принуждающей канонизации.

Жизнь литературы в веках как нескончаемая цепь социально-идеологических «переакцентуаций» произведений (М. М. Бахтин). Утраты и обретения в восприятии и осмыслении творчества писа­телей прошлых эпох. Изменчивость оценок и репутаций литера­турных произведений, множественность их толкований, претерпе­вающих изменения в историческом времени. Ситуации несоответ­ствия между значением отдельных произведений для современни­ков и потомков.

Различия между литературой, в полной мере выполняющей свое художественное назначение, беллетристикой, служащей своей совре­менности с ее «злобой дня», и массовой литературой, в XIX-XX вв. удовлетворяющей публику невзыскательную и имеющей по пре­имуществу развлекательный характер. Народная по значению ли­тература как совокупность произведений, которые полно и ярко воплотили сущность и выразили идеалы и интересы нации на определенном этапе ее истории, обогатив самосознание общества. Белинский, Добролюбов, Ап. Григорьев о народности в литературе.

Литература в ее обращенности к художественно образованному меньшинству и к широким кругам читающей публики. Элитарные тенденции в эстетике романтизма, модернизма, постмодернизма. Лозунг искусства и литературы для избранных, посвященных, зна­токов. Патриархально-демократическая критика произведений ис­кусства и литературы, которые не могут быть поняты большин­ством (Руссо, поздний Л. Толстой). Приобщение широких слоев общества к художественным ценностям во всем их объеме как важ­нейшая задача деятелей литературы и искусства, в том числе со­временных.

Литературная критика как форма функционирования словесно­го искусства. Выдвижение и обоснование оценок вновь появляю­щихся произведений как ее главная задача. Уточнение и пересмотр критикой оценок литературы прошлых лет. Роль критики в форми­ровании литературных течений и направлений. Нормативная, классицистического типа критика прошлых столетий. Интерпрети­рующая критика XIX-XX вв. Аналитическое начало в литератур­ной критике. Эссеистская критика как неаналитическая форма оценивающего освоения литературы. Связь современной литера­турной критики с историей литературы и ее теорией.

История оценок и интерпретаций литературно-художественных произведений как предмет особой научной дисциплины, именуемой историко-функциональным изучением искусства и литературы (термин М. Б. Храпченко). Изучение читающей публики, ее интере­сов, установок и вкусов как задача социологии литературы и лите­ратуроведения. Источники рассмотрения функционирования лите­ратуры: художественно-творческие прочтения ранее созданных произведений (иллюстрации художников, сценические и экранные постановки) и отклики на предшествующую литературу писателей и поэтов (заимствования, пародии, реминисценции); издания лите­ратурных произведений; суждения литературных критиков и пу­блицистов, авторов философских и эстетических трактатов, науч­ных работ; отдельные высказывания читателей (в том числе деяте­лей литературы и искусства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: