Значения слова «искусство». Определение художественного творчества как проблема современной науки. Искусство как явление эстетическое. История значений термина «эстетическое». Эстетика как научная дисциплина. Прекрасное как эстетическая категория. Прекрасное и эстетически ценное. Эстетические отношения, их специфика, их объективные (предметные) и субъективные предпосылки. Познавательный и оценивающий характер эстетических эмоций, их функция и общественно-нравственный смысл. Эстетизм как абсолютизация эстетических ценностей в ущерб всем иным, в том числе гражданско-этическим.
Искусство как творческая деятельность. История осознания творческой природы искусства. Учение Канта и романтиков о гении и позднейшие коррективы к нему. Связь искусства с внехудожественными формами творчества. Художественная деятельность и жизнетворчество.
Искусство как реализация творческой энергии художника. Художественная деятельность и мифотворчество. Сходство и различия между искусством и игрой. Концепции искусства как игровой деятельности, их сильные и слабые стороны. Игровой компонент художественного творчества.
|
|
Искусство как познавательная деятельность. Античная теория подражания (мимезиса) как первый опыт уяснения познавательных начал искусства. Сильные и слабые стороны теории подражания. Восходящее к Платону и средневековой эстетике понимание искусства как условного обозначения неких сущностей (символизирования). Понятие характера в теории художественного творчества. Понятие типического и типизации в искусстве. Тематика художественных произведений. Искусство как «зеркало» конкретно-исторических свойств жизни и ее общебытийных начал. Вечные темы.
Идейно-смысловая сторона художественного творчества. Дидро и Лессинг об оценке жизненных явлений как важнейшей задаче искусства. Представления Шиллера и романтиков о воплощении в художественном произведении духовной активности его создателя. Термин «идея» в применении к искусству и синонимичные ему выражения (идейное или художественное содержание; авторская концепция, или позиция, или точка зрения; художественный смысл). Понятие пафоса у Гегеля и Белинского.
Типы идейно-эмоционального отношения к жизни (виды пафоса), воплощаемые в искусстве; вопросы их изучения. Рациональное и интуитивное в художественном смыслообразовании. Преднамеренное и непреднамеренное в искусстве.
Преломление в творениях искусства философских, социально-политических, эстетических, этических, религиозных идей. Их претворение в идеи собственно художественные. Оценочное осмысление чувственно воспринимаемых форм жизни (эстетических свойств действительности) как специфичная грань идей в искусстве.
|
|
Образ и знак в художественном произведении. Общенаучное (философское) значение термина «образ». Образ в логической соотнесенности с понятием. Гегель и Потебня об образности и об образах в искусстве. Образ как воспроизведение (материализация) представления.
Знак в системе понятий семиотики. Знаки как инструмент познания и грань реальности, подлежащая изучению. Три аспекта знаковых систем. Типы знаков. Соотношение понятий «знак» и «образ». Сфера применения теории знаков (семиотики) в современном искусствоведении и литературоведении. Понятия «структуры» и «модели». Расхождения и точки соприкосновения между семиотически ориентированной (структуралистской) и так называемой традиционной наукой о литературе.
Деятельность воображения как предпосылка и стимул создания художественных образов. Художественный вымысел и его исторические судьбы. Неосознанность вымысла в словесности, причастной мифологическому сознанию. Становление осознанного вымысла (сказка в фольклоре; обработка преданий и мифов в античной литературе). Суждения о «продуктивной силе воображения» художника (В. Гумбольдт) в эстетике нового времени, особенно — в эпоху романтизма. Функции художественного вымысла.
Раздел 3. Художественная литература в ряду искусств
Разграничение видов искусства по материальным средствам создания образов (Лессинг, Гегель, их продолжатели). Категориальная трактовка видов искусства в эпоху романтизма. Искусства простые (односоставные) и синтетические (соединение слова, жеста и мелодии в фольклоре; ансамбли архитектуры, скульптуры, живописи; театр, кино, телевидение). Эволюция искусства от изначальной синтетичности к дифференциации его видов. Идея возврата к всеобщему синтезированию искусств (Вагнер, Скрябин, Вяч. Иванов).
Выделение словесного искусства из фольклорного синтеза слова, жеста, мелодии. Решающая роль упрочения письменности в этом процессе. Участие художественной литературы в синтезах искусств (иллюстрированная книга, вокальное искусство, художественное чтение, драматические спектакли и звуковые фильмы).
Искусства изобразительные и экспрессивные, их художественные возможности. Изобразительное начало литературы и его своеобразие. «Невеществтвенность» словесных образов. Отсутствие прямой зрительной достоверности (наглядности) художественно-речевых картин.
Пути преодоления писателем отвлеченности словесных знаков. А. Потебня об иносказательности как источнике образности. Роль речевого контекста в создании образов. Смысловая насыщенность, компактность и оперативность словесных изображений. Своеобразие зримых картин в литературе. Исторические судьбы художественно-речевой пластики.
Речь как предмет художественного изображения. Монологи и диалоги как воспроизведение мышления, мировоззренческих эмоций и интеллектуального общения. Формальные и функциональные различия между монологом и диалогом. Исторические судьбы речи как предмета художественного изображения. Однотипность (каноничность) речи персонажей и повествователей в ведущих жанрах древности и средневековья. Ораторская и разговорная речь в их преломлении словесным искусством. Риторика в ее воздействии на художественную литературу. Неавторская (чужая) речь в произведении. Разноречие и многоголосие в литературе.
Обращенность литературного произведения к интонационному воображению читателя. Синтаксические конструкции (в их сочетании с предметно-логическим смыслом высказываний) как носители интонаций. Литература как искусство воспроизведения человеческих голосов. Художественная словесность и устная речь. Типы интонаций в поэтическом произведении. Сказ. Фонетические средства (звуковые повторы, паронимы) и их художественная функция. Проблема самостоятельной значимости звуков речи (фонем). Возросшее значение звукописи в литературе XX в. Формальные и функциональные различия между поэзией и прозой.
|
|
Искусства пространственные, временные и пространственно-временные. Литература как искусство временное. Лессинг о действии как предмете поэзии. Художественное отражение и претворение времени писателями. Роль в литературе пространственных представлений. Освоение словесным искусством пространства и времени в их единстве. Понятие хронотопа.
Место литературы в ряду искусств. Возрастание ее роли в культурно-художественной ситуации XIX-XX вв. Широта познавательных возможностей литературы, ее активная проблемность. Односторонность «литературоцентризма». Равноправие видов искусства. Соотношение кино и телевидения с литературой в художественной культуре второй половины XX в.
Раздел 4. Литература в обращенности к читателю, ее функционирование
Художественная литература как форма коммуникации (межличностного общения). Герменевтика (учение о понимании) в ее значимости для постижения закономерностей функционирования литературы. Интерпретация как познавательно-творческое освоение художественного содержания и как важнейшая, наиболее адекватная форма восприятия литературы. Диалогические начала интерпретирующей деятельности: ее направленность на постижение литературного произведения и стоящего за ним автора, а одновременно — ее субъективный характер. Интерпретации собственно читательские, литературно-критические, научные, художественно-творческие. Верность прочтения литературных произведений как проблема интерпретирующей деятельности.
Творческая активность читателя. Освоение литературного произведения как синтез непосредственных впечатлений (читательская интуиция) и их обдумывания (элементы анализа). Избирательность в восприятии литературных произведений, переосмысление читателем авторской идеи. Сильные и слабые стороны учения А. А. По-тебни о поэтическом образе как возбудителе духовно-творческой активности и о читателе как творце художественных идей. М. М. Бахтин об освоении литературы как диалогическом общении читателя с автором. «Сотворческое сопереживание» (В. И. Тю-па) как внутренняя норма отношения читателя к автору и его произведению. Модификации значения слова «читатель» в литературоведении: «имплицитный читатель» как адресат, на которого мысленно ориентируется автор; образ читателя, присутствующий в произведении; реальный читатель (читатели литературно образованные и представители читающей массы в их культурно-историческом многообразии). Рецептивная эстетика, ее основные понятия.
|
|
Литературная классика как ядро художественной словесности, как совокупность произведений, которые наиболее высоко ценимы сменяющими друг друга поколениями читающей публики и интенсивно живут в большом историческом времени. Факторы, определяющие репутацию литературных произведений как классических. Общечеловеческое и специфическое для культуры данной страны и эпохи в составе литературной классики. Нежелательность искажающей модернизации литературной классики и ее императивной, принуждающей канонизации.
Жизнь литературы в веках как нескончаемая цепь социально-идеологических «переакцентуаций» произведений (М. М. Бахтин). Утраты и обретения в восприятии и осмыслении творчества писателей прошлых эпох. Изменчивость оценок и репутаций литературных произведений, множественность их толкований, претерпевающих изменения в историческом времени. Ситуации несоответствия между значением отдельных произведений для современников и потомков.
Различия между литературой, в полной мере выполняющей свое художественное назначение, беллетристикой, служащей своей современности с ее «злобой дня», и массовой литературой, в XIX-XX вв. удовлетворяющей публику невзыскательную и имеющей по преимуществу развлекательный характер. Народная по значению литература как совокупность произведений, которые полно и ярко воплотили сущность и выразили идеалы и интересы нации на определенном этапе ее истории, обогатив самосознание общества. Белинский, Добролюбов, Ап. Григорьев о народности в литературе.
Литература в ее обращенности к художественно образованному меньшинству и к широким кругам читающей публики. Элитарные тенденции в эстетике романтизма, модернизма, постмодернизма. Лозунг искусства и литературы для избранных, посвященных, знатоков. Патриархально-демократическая критика произведений искусства и литературы, которые не могут быть поняты большинством (Руссо, поздний Л. Толстой). Приобщение широких слоев общества к художественным ценностям во всем их объеме как важнейшая задача деятелей литературы и искусства, в том числе современных.
Литературная критика как форма функционирования словесного искусства. Выдвижение и обоснование оценок вновь появляющихся произведений как ее главная задача. Уточнение и пересмотр критикой оценок литературы прошлых лет. Роль критики в формировании литературных течений и направлений. Нормативная, классицистического типа критика прошлых столетий. Интерпретирующая критика XIX-XX вв. Аналитическое начало в литературной критике. Эссеистская критика как неаналитическая форма оценивающего освоения литературы. Связь современной литературной критики с историей литературы и ее теорией.
История оценок и интерпретаций литературно-художественных произведений как предмет особой научной дисциплины, именуемой историко-функциональным изучением искусства и литературы (термин М. Б. Храпченко). Изучение читающей публики, ее интересов, установок и вкусов как задача социологии литературы и литературоведения. Источники рассмотрения функционирования литературы: художественно-творческие прочтения ранее созданных произведений (иллюстрации художников, сценические и экранные постановки) и отклики на предшествующую литературу писателей и поэтов (заимствования, пародии, реминисценции); издания литературных произведений; суждения литературных критиков и публицистов, авторов философских и эстетических трактатов, научных работ; отдельные высказывания читателей (в том числе деятелей литературы и искусства).