Раздел 7. Генезис литературного творчества

Литературно-художественное творчество в его стимулировании многоплановой совокупностью явлений и фактов, как первично жизненных, внехудожественных (социально-исторических, антро­пологических, биографических, психологических), так и литера­турно-художественных.

Литература в ее генетической соотнесенности с духовно-биографическим опытом писателей как творческих индивидуаль­ностей. Значение биографических фактов для литературной дея­тельности. Г. О. Винокур о связях между биографией писателя и его творчеством. Биография писателя как предмет литературоведения.

Воздействие на творчество писателя его мировоззрения. Миро­воззрение как доминанта индивидуального сознания (ядро челове­ческой личности) и как достояние определенных групп людей. Ми­ровоззрение в форме логически систематизированного взгляда на мир (теоретические воззрения) и в виде представлений непосред­ственно-эмоциональных, не систематизированных, но обладающих устойчивостью и определенностью (миросозерцание). Добролюбов о значении для творчества писателя его миросозерцания и теорети­ческих взглядов.

Внехудожественные факторы литературного творчества; их рас­смотрение немецкой романтической эстетикой, Гегелем, русскими критиками XIX в., культурно-исторической школой, литературове­дами-социологами 20-х гг. нашего века. Литература в ее генети­ческой соотнесенности с социально-политическими противоречия­ми данной эпохи как важнейший предмет отечественной науки 30-60-х гг. Абсолютизация значения для литературного творчества антагонизмов «малого» исторического времени в литературоведче­ских работах этого периода.

Подвластность писателей «веяниям времени», причастность их творчества истории общественной мысли. Обусловленность идей, воплощаемых в литературе, бытующими в обществе этическими, философскими, политическими, религиозными воззрениями. Поня­тие литературно-художественного течения. Отражение в литерату­ре борьбы между различными течениями общественной мысли.

Значение для художественного творчества культурных тради­ций, формирующихся и упрочивающихся в большом историческом времени (М. М. Бахтин). Д. С. Лихачев о творческом характере культурной памяти. Причастность писателей и поэтов ценностям прошлой культуры (отечественной и всемирной) как предпосылка и стимул их творчества. Воздействие на литературу архаического мифа и ритуала, исторического предания. Мифологическая и ан­тропологическая школы в науке XIX в. Неомифологическое лите­ратуроведение XX в. Абсолютизация в названных течениях науч­ной мысли исторически-универсальных (общечеловеческих) начал словесно-художественных произведений в ущерб рассмотрению их исторического, социального и национального своеобразия. Значе­ние мифа для литературного творчества разных стран и эпох. От­личия мифологических образов в искусстве и литературе от соб­ственно мифов. Демифологизация как тенденция культуры нового времени и в особенности XIX в. Мифопоэтический подтекст ряда реалистических произведений. Мифология и литература XX в.

Генетические связи литературы с фольклором; значение для нее многовековых традиций народной культуры (нравственной, быто­вой, художественной). Народность в литературе как освоение и утверждение духовно-практического опыта наций, накопленных ими ценностей. Взгляд на народность литературы романтиков на­чала XIX в., наследование этого взгляда в последующие эпохи. Принципиальное различие между творческим наследованием куль­турной традиции, которое отмечено новаторством, и консервацией национальной старины, ее апологией.

Выражение в творчестве писателей интересов и умонастроений определенных общественных групп. Акцентирование этой грани генезиса литературы учеными, ориентирующимися на марксист­скую философию и социологию. Г. В. Плеханов и В. И. Ленин о социально-классовом аспекте литературного творчества. Пред­ставления о классовой обусловленности искусства и литерату­ры в науке начала XX века (В. Ф. Переверзев, В. М. Фриче, В. М. Шулятиков), критика концепций этих ученых в последующие десятилетия. Укоренившееся в 1930-40-е гг. понимание истории литературы как «единого потока» народных произведений, имею­щих прогрессивный характер, и его преодоление в последующие десятилетия. Общечеловеческое, национальное, социально-классо­вое, индивидуально-авторское в литературе и искусстве. Связь ли-

тературно-художественного творчества с течениями общественной мысли. Г. В. Плеханов о причинах появления лозунга «искусство для искусства». Несостоятельность политизации литературы, имевшей место в марксистском литературоведении на протяжении ряда десятилетий. Многообразие форм и связей (прямых и опосре­дованных) между искусством и социально-политической сферой.

Генетически значимые соответствия между формально-содержа­тельными свойствами литературных произведений и явлениями внехудожственной реальности. Трагическое, героическое, романти­ческое, идиллическое, комическое и смех, сентиментальность и т. п. в первичной реальности и художественной литературе. Формы сознания и поведения персонажей в их соотнесенности с формами жизни людей в определенных культурно-исторических ситуациях М. М. Бахтин о внехудожественном генезисе литературно-худо­жественных форм (прежде всего жанровых).

Внутрилитературные (имманентные) факторы литературного творчества. Понятие влияния и заимствования в компаративистике XIX в. и в современном сравнительно-историческом литературове­дении. Творческая активность воспринимающей стороны в освое­нии предшествующего литературного опыта. Влияние (воздействие на вновь создаваемые произведения ранее выражавшихся писате­лями идей, а также предшествующих литературных жанров, стилей и творческих принципов) как форма зависимости писателей от их предшественников. Подражание, эпигонство и автоэпигонство в литературном творчестве. Подражательные и созидательно-твор­ческие заимствования (использование во вновь создаваемых произ­ведениях сюжетов, персонажей, текстовых фрагментов предше­ствующей литературы). Стилизации. Представители формальной школы о полемике писателей с предшественниками как о важней­шем стимуле их творчества. Ю. Н. Тынянов о пародии.

Несостоятельность характеристик какого-либо одного из сти­мулов писательской деятельности как неизменно главного и опре­деляющего. Неправомерность понимания литературного твор­чества как жестко детерминированного (фатально обусловленного какими-то обстоятельствами и фактами).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: