Основные значения слова «поэтика». Предмет теоретической поэтики — состав литературного произведения, его организация и функции. Литературное произведение в соотнесении с циклом и фрагментом. Произведение в произведении.
Содержание и форма как категории, намеченные в древнегреческой эстетике (Аристотель о предмете подражания и его способах и средствах), упрочившиеся в философии и теории искусства XIX в. и преобразившие восходящую к античности антитезу «форма — материя». Художественное содержание как органическое единство запечатленных в произведении бытийных сущностей и жизненных явлений (тема, тематика) и авторского к ним отношения (идея, концепция, или, в иной терминологии, — проблематика и идейно-эмоциональная оценка). Идея как доминанта и организующее начало произведения. Форма как совокупность факторов художественного впечатления (способов, средств, приемов воплощения содержания), как вторичная (определяемая) сторона произведения. Эстетически-впечатляющая форма как необходимое условие существования и функционирования произведения. Потебня о внешней и внутренней форме произведения и его идее.
Состав литературно-художественной формы. Выделение литературоведами XX в. трех ее основных аспектов: предметно-образный слой («тематика» в терминологии 20-х гг.; предметная изобразительность), стилистика (система словесно-художественных приемов, речевой строй), композиция (построение). Соответствие данной концепции формы положениям античных риторик.
Неприятие рядом литературоведов дихотомии «содержание — форма», мотивировки этого неприятия. Опыты замены традиционных терминов другими (идея — структура; смысл — текст). Понимание формы (в ее соотнесенности с материалом) и ее функций представителями формальной школы. Опыты рассмотрения литературного произведения как явления многоуровневого (Н. Гарт-ман, Р. Ингарден). Совместимость «многоуровневого подхода» с выделением в составе произведения его двух фундаментальных аспектов: концептуального, смыслового и структурно-текстового, формального. Использование современными учеными при теоретических характеристиках литературного произведения понятий «поэтический мир», «структура», «текст» в качестве опорных.
Концепции текста в филологии. Разработка теории текста в русле семиотически ориентированной культурологии (М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман). Постструктуралистское понимание текста (Ж. Деррида, Р. Барт). Понятие интертекстуальности. Предшествующие тексты в литературном произведении. Литературная реминисценция как содержательно значимый компонент произведения. Реминисценции явные и «подтекстовые». Функции реминисценций. Их отличия от случайных текстовых схождений и совпадений.
Конструктивная и содержательная функции приемов и средств. Концепция содержательности формы, упрочившаяся в «неформалистическом» литературоведении XX в. Мотивы как наиболее значимые, повторяющиеся или варьирующиеся в произведениях (или их группах) единицы формы в их смысловой наполненности. Неразрывная связь в художественном произведении формы с выраженным ею содержанием. Невозможность переоформления произведения без внесения изменений в его содержание. Целостность литературного произведения, подобного живому существу (организму), а не рассудочно сконструированному предмету (механизму).
Стиль произведения как единство взаимодействующих элементов художественной формы, соподчиненных данному содержанию. Критика постструктуралистами традиционных представлений о единстве и целостности художественных произведений; понятие деконструкции. Осуществление в произведении творческой воли писателя и присутствие в нем непреднамеренного постижения реальности и неосознаваемого автором собственного самораскрытия. Содержание произведения как единство его смысловой определенности и неопределенности.
Литературное произведение в его научном рассмотрении. Специфика литературоведческих интерпретаций, их центральное место в науке о литературе. Сопряжение анализа художественной формы с освоением содержания (смысла) произведения как важнейшая задача литературоведения. Герменевтика как методологическая основа научных интерпретаций. Присутствие в литературоведении редукционистских, методологий (марксистский социологический метод, фрейдизм, формальная школа на ее ранних этапах, структурализм, постструктуралистская «деконструкция»), составляющие область нетрадиционной герменевтики.
Суждения, выводящие интерпретацию за пределы науки о литературе, их спорность. Тщательное описание формы, рассмотрение ее функций, изучение культурно-исторического и духовно-биографического контекста, в котором возникло произведение, а также его исторического функционирования как условия научности интерпретации. Бытование в западноевропейском и американском литературоведении XX в. представлений об исключительно внутритекстовом характере интерпретаций. Имманентное и контекстуальное изучение произведений.
Закономерное воздействие на интерпретирующую деятельность и ее результаты вкусов и взглядов исследователя. Единство в ее составе интуитивных, непосредственно эмоциональных и аналитических, понятийных начал. Значение личностной приобщенности ученого к рассматриваемым произведениям. В. Г. Белинский о погружении в мир поэта как условии его глубокого постижения. Несовместимость литературоведческих интерпретаций с культивированием субъективности и модернизирующими искажениями давно созданных произведений.
Комментирование словесно-художественных произведений как необходимая грань их научного рассмотрения. Комментарий текстологический, историко-литературный, биографический, реальный (указание на исторические явления и единичные жизненные факты, отразившиеся в произведении), лингвистический. Текстология как литературоведческая дисциплина, ее основные понятия. История создания произведения как предмет науки о литературе. Н. К. Пиксанов о творческой истории произведения и современные работы о генезисе художественного текста.