Раздел 5. Литературное произведение и принципы его научного рассмотрения

Основные значения слова «поэтика». Предмет теоретической поэтики — состав литературного произведения, его организация и функции. Литературное произведение в соотнесении с циклом и фрагментом. Произведение в произведении.

Содержание и форма как категории, намеченные в древнегре­ческой эстетике (Аристотель о предмете подражания и его способах и средствах), упрочившиеся в философии и теории искусства XIX в. и преобразившие восходящую к античности антитезу «форма — материя». Художественное содержание как органическое единство запечатленных в произведении бытийных сущностей и жизненных явлений (тема, тематика) и авторского к ним отношения (идея, концепция, или, в иной терминологии, — проблематика и идейно-эмоциональная оценка). Идея как доминанта и организующее на­чало произведения. Форма как совокупность факторов художе­ственного впечатления (способов, средств, приемов воплощения содержания), как вторичная (определяемая) сторона произведения. Эстетически-впечатляющая форма как необходимое условие суще­ствования и функционирования произведения. Потебня о внешней и внутренней форме произведения и его идее.

Состав литературно-художественной формы. Выделение литера­туроведами XX в. трех ее основных аспектов: предметно-образный слой («тематика» в терминологии 20-х гг.; предметная изобрази­тельность), стилистика (система словесно-художественных прие­мов, речевой строй), композиция (построение). Соответствие дан­ной концепции формы положениям античных риторик.

Неприятие рядом литературоведов дихотомии «содержание — форма», мотивировки этого неприятия. Опыты замены традицион­ных терминов другими (идея — структура; смысл — текст). Пони­мание формы (в ее соотнесенности с материалом) и ее функций представителями формальной школы. Опыты рассмотрения лите­ратурного произведения как явления многоуровневого (Н. Гарт-ман, Р. Ингарден). Совместимость «многоуровневого подхода» с выделением в составе произведения его двух фундаментальных аспектов: концептуального, смыслового и структурно-текстового, формального. Использование современными учеными при теорети­ческих характеристиках литературного произведения понятий «поэтический мир», «структура», «текст» в качестве опорных.

Концепции текста в филологии. Разработка теории текста в русле семиотически ориентированной культурологии (М. М. Бах­тин, Ю. М. Лотман). Постструктуралистское понимание текста (Ж. Деррида, Р. Барт). Понятие интертекстуальности. Предшеству­ющие тексты в литературном произведении. Литературная реми­нисценция как содержательно значимый компонент произведения. Реминисценции явные и «подтекстовые». Функции реминисценций. Их отличия от случайных текстовых схождений и совпадений.

Конструктивная и содержательная функции приемов и средств. Концепция содержательности формы, упрочившаяся в «неформа­листическом» литературоведении XX в. Мотивы как наиболее зна­чимые, повторяющиеся или варьирующиеся в произведениях (или их группах) единицы формы в их смысловой наполненности. Неразрывная связь в художественном произведении формы с вы­раженным ею содержанием. Невозможность переоформления произведения без внесения изменений в его содержание. Целост­ность литературного произведения, подобного живому существу (организму), а не рассудочно сконструированному предмету (ме­ханизму).

Стиль произведения как единство взаимодействующих элемен­тов художественной формы, соподчиненных данному содержа­нию. Критика постструктуралистами традиционных представле­ний о единстве и целостности художественных произведений; поня­тие деконструкции. Осуществление в произведении творческой воли писателя и присутствие в нем непреднамеренного постижения реальности и неосознаваемого автором собственного самораскры­тия. Содержание произведения как единство его смысловой опреде­ленности и неопределенности.

Литературное произведение в его научном рассмотрении. Спе­цифика литературоведческих интерпретаций, их центральное место в науке о литературе. Сопряжение анализа художественной формы с освоением содержания (смысла) произведения как важнейшая задача литературоведения. Герменевтика как методологическая основа научных интерпретаций. Присутствие в литературоведении редукционистских, методологий (марксистский социологический метод, фрейдизм, формальная школа на ее ранних этапах, структу­рализм, постструктуралистская «деконструкция»), составляющие область нетрадиционной герменевтики.

Суждения, выводящие интерпретацию за пределы науки о лите­ратуре, их спорность. Тщательное описание формы, рассмотрение ее функций, изучение культурно-исторического и духовно-биогра­фического контекста, в котором возникло произведение, а также его исторического функционирования как условия научности ин­терпретации. Бытование в западноевропейском и американском литературоведении XX в. представлений об исключительно внут­ритекстовом характере интерпретаций. Имманентное и контексту­альное изучение произведений.

Закономерное воздействие на интерпретирующую деятельность и ее результаты вкусов и взглядов исследователя. Единство в ее составе интуитивных, непосредственно эмоциональных и аналити­ческих, понятийных начал. Значение личностной приобщенности ученого к рассматриваемым произведениям. В. Г. Белинский о по­гружении в мир поэта как условии его глубокого постижения. Не­совместимость литературоведческих интерпретаций с культивиро­ванием субъективности и модернизирующими искажениями давно созданных произведений.

Комментирование словесно-художественных произведений как необходимая грань их научного рассмотрения. Комментарий тек­стологический, историко-литературный, биографический, реаль­ный (указание на исторические явления и единичные жизненные факты, отразившиеся в произведении), лингвистический. Текстоло­гия как литературоведческая дисциплина, ее основные понятия. История создания произведения как предмет науки о литературе. Н. К. Пиксанов о творческой истории произведения и современные работы о генезисе художественного текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: