Раздел 6. Роды и жанры литературы

Эпос, лирика и драма как роды художественной словесности, существующие на протяжении всей истории искусства. А. Н. Веселовский о выделении родов из синкретического творчества. Харак­теристика родов у Платона и Аристотеля. Теории литературных родов у романтиков, Гегеля и Белинского. Преобладание в эпосе сообщающих начал речевой деятельности (образ повествователя); в драме, ориентированной на театр, — непосредственно-комму­никативных, действенных, по преимуществу диалогических; в ли­рике — медитативных, экспрессивных. Специфичность освоения времени и пространства, а также форм присутствия человека в каждом из литературных родов. Эпос и драма как художествен­ное освоение бытия в его пространственно-временной динамике. Система персонажей как структурная основа эпического и драма­тического произведения. Сюжет в его соотнесенности с конфлик­том (коллизией). Опыты построения универсальной модели сюжета французскими структуралистами (разработка нарратологии на основе исследования В. Я. Проппом волшебной сказки). Специфика предмета и речи лирических произведений. Субъект лирического высказывания и автор. Межродовые словесно-художественные формы: лиро-эпика, эпическая драматургия, лирическая драма. «Невписываемость» в традиционно выделяемые литературные ро­ды очеркового жанра, литературы «потока сознания», худо­жественной эссеистики, получивших широкое распространение в XX веке.

Жанры как группы произведений, выделяемые по признакам содержательным (принципы трактовки характеров, виды пафоса) и формальным (прозаичность или стихотворность, объем текста, устойчивые сюжетно-композиционные и речевые приемы), а также по особенностям функционирования (бытование произведения в определенной социальной среде с ее укладом и ритуалами). Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность. Конкрет­но-историческое и типологически повторяющееся в жанрообразовании. Надэпохальные жанровые традиции и системы жанров в национальной литературе определенного периода. Ю. Н. Тыня­нов об эволюции жанров. М. М. Бахтин о речевых и литературных жанрах; о «памяти жанра»; о канонических жанрах и романизации литературы последних столетий; о полифоническом романе. Мениппея и полифонический роман в постструктуралистской трак­товке (Ю. Кристева). Опыты систематизации жанров. Типология жанров у Гегеля. Г. Н. Поспелов о мифологической, героической, нравоописательной, романической жанровых группах. Синтезиро­вание жанров и нивелирование жанровых признаков в литературе XIX-XX веков (особенно в лирике). Отрицание жанра как искус­ствоведческого и литературоведческого понятия у Б. Кроче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: