Методические указания для студента

После восприятия и осмысления лекционного материала необходимо углубить теоретические знания курса с помощью учебных пособий из списка основной и дополнительной литературы. Рекомендуется также составление формально-логических моделей и тематических тезаурусов.

К практическим занятиям курса необходимо изучить учебный материал, используя учебники и учебные пособия из списка основной литературы, подготовить устные и письменные ответы на вопросы занятия. Затем следует познакомиться с образцами филологического анализа текстов, которые представлены в пособиях, монографиях и статьях специалистов в области функциональной лингвистики. После знакомства с образцами необходимо самостоятельно выполнить анализ текстов, предлагаемых преподавателем для самостоятельного разбора.

Теоретические и теоретико-практические задания для самостоятельной работы следует выполнять по указанию преподавателя, который, используя индивидуальный подход в обучении, корректирует знания студентов и их умения и навыки в работе с текстом.

Программа курса считается усвоенной, если студент правильно отвечает на теоретические зачетные вопросы дисциплины и грамотно выполняет филологический анализ текстов.

Форма текущего контроля – работа студентов на практических занятиях. Форма промежуточного контроля – выполнение контрольных работ. Сдача зачета в форме устного ответа – итоговый контроль.

Помимо прочих рекомендуются следующие схемы анализа:

Схема лингвистического анализа текста

1. Ознакомьтесь с текстом и определите род словесности, к которому он принадлежит (проза, поэзия, драма).

2. Перечислите родовые особенности текста (например, для лирического стихотворения - снижение пространственно-временной за­крепленности, снижение роли глагольных предикатов и проч.).

3. Определите микротему фрагмента; ключевые слова, с помощью которых она реализуется, тематические группы слов.

4. Рассмотрите языковые средства представления авторских смыслов в тексте:

а) определите коммуникативный регистр речи (репродуктивный, информативный, генеритивный, реактивный, волюнтивный), значение видовременных форм глагольных предикатов;

б) выявите лексические особенности текста (понятие стилистиче­ски отмеченной лексики, оценочной и т.д.);

в) проанализируйте образные средства, использованные во фраг­менте (фигуры и тропы (эпитет, метафора, метонимия) и пр.);

г) отметьте синтаксические особенности текста.

5. Сделайте вывод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: