Текст
Мне опостылели слова, слова, слова,
Я больше не могу превозносить права
На речь разумную, когда всю ночь о крышу
В отрепьях, как вдова, колотится листва.
Оказывается, я просто плохо слышу
И неразборчива ночная речь вдовства.
Меж нами есть родство. Меж нами нет родства.
И если я твержу деревьям сумасшедшим,
Что у меня в росе по локоть рукава,
То, кроме стона, им уже ответить нечем.
(Арсений Тарковский.)
Данный текст представляет собой стихотворное произведение, законченное в смысловом и композиционном отношении. Имеет традиционные для стихотворной речи особенности: оно организовано в ритмическом отношении, используется рифма; пространственно-временная закрепленность текста снижена, что выражается в отсутствии слов, обозначающих временные и пространственные ориентиры, а глаголы, использованные в тексте, имеют настоящее время, несовершенный вид, что позволяет описать ситуацию как постоянно существующую, обобщенную. В некоторых предложениях глагольные предикаты отсутствуют.
|
|
Заглавия нет, попытаемся самостоятельно определить тему: трагедия разрыва связи между человеком и природой. Ключевые слова стихотворения: слова, речь, вдова, родство, сумасшедшие, ответить.
Как видно, в качестве ключевых слов используются, в основном, существительные, что характерно для стихотворной речи. Эти ключевые слова актуализируются в тексте с помощью сильных позиций (в конце синтагмы, строки, фразы). Например, седьмая строка состоит из двух фраз, что позволяет сделать внутристроковую паузу на границе синтагмы/фразы и акцентировать последнее слово синтагмы (ключевое слово текста - «родство») с помощью синтагматического и логико-эмоционального ударения (при прочтении). Кроме акцентно сильной позиции, ключевое слово актуализуется с помощью повтора в рамках одной строки. Аналогичным образом актуализуются ключевые слова «речь» и «слова».
В тексте отсутствуют глаголы активного действия, тема раскрывается с помощью глаголов речи (твержу, ответить, превозносить).
Фальшь и избыточность человеческой речи подчеркиваются с помощью глагола разговорной стилистической окраски «опостылели слова», с отрицательной коннотацией. Ироническое же отношение к человеческой речи подчеркивается употреблением другого стилистически маркированного глагола «превозносить права» (высок.).
Представление о малоценности «речи разумной» человека поддерживается многократным повторением «слова, слова, слова» и использованием глагола со значением повторяющегося речевого действия (в настоящем времени, несовершенный вид) - «твержу».
|
|
В стихотворении прослеживается противопоставление «речи разумной» людей и «неразборчивой ночной речи» природы.
Трагедия оторванности природы от человека реализуется в стихотворении с помощью сравнения «листва,... как вдова», поддержанного метафорическим употреблением «в отрепьях... листва».
Тема несчастья, одиночества природы развивается далее в тексте с помощью метонимического переноса «... ночная речь вдовства». Болезненность состояния природы нагнетается использованием метафорического эпитета «деревьям сумасшедшим», которым «кроме стона,... уже ответить нечем».
Трагический финал таких отношений между человеком и природой подается с использованием переосмысленного фразеологического оборота «у меня в росе по локоть рукава». Такое использование делает росу аналогом крови, а человек выступает в роли палача природы.