Образец филологического анализа поэтического текста

Текст

Мне опостылели слова, слова, слова,

Я больше не могу превозносить права

На речь разумную, когда всю ночь о крышу

В отрепьях, как вдова, колотится листва.

Оказывается, я просто плохо слышу

И неразборчива ночная речь вдовства.

Меж нами есть родство. Меж нами нет родства.

И если я твержу деревьям сумасшедшим,

Что у меня в росе по локоть рукава,

То, кроме стона, им уже ответить нечем.

(Арсений Тарковский.)

Данный текст представляет собой стихотворное произведение, законченное в смысловом и композиционном отношении. Имеет тра­диционные для стихотворной речи особенности: оно организовано в ритмическом отношении, используется риф­ма; пространственно-временная закрепленность текста снижена, что выражается в отсутствии слов, обозначающих временные и про­странственные ориентиры, а глаголы, использованные в тексте, имеют настоящее время, несовершенный вид, что позволяет опи­сать ситуацию как постоянно существующую, обобщенную. В некоторых предложениях глагольные предикаты отсутствуют.

Заглавия нет, попытаемся самостоятельно определить тему: трагедия разрыва связи между человеком и природой. Ключевые слова стихотворения: слова, речь, вдова, родство, сумасшедшие, от­ветить.

Как видно, в качестве ключевых слов используются, в основ­ном, существительные, что характерно для стихотворной речи. Эти ключевые слова актуализируются в тексте с помощью сильных пози­ций (в конце синтагмы, строки, фразы). Например, седьмая строка состоит из двух фраз, что позволяет сделать внутристроковую паузу на границе синтагмы/фразы и акцентировать последнее слово син­тагмы (ключевое слово текста - «родство») с помощью синтагмати­ческого и логико-эмоционального ударения (при прочтении). Кроме акцентно сильной позиции, ключевое слово актуализуется с помо­щью повтора в рамках одной строки. Аналогичным образом актуализуются ключевые слова «речь» и «слова».

В тексте отсутствуют глаголы активного действия, тема рас­крывается с помощью глаголов речи (твержу, ответить, превозно­сить).

Фальшь и избыточность человеческой речи подчеркиваются с помощью глагола разговорной стилистической окраски «опостылели слова», с отрицательной коннотацией. Ироническое же отношение к человеческой речи подчеркивается употреблением другого стили­стически маркированного глагола «превозносить права» (высок.).

Представление о малоценности «речи разумной» человека под­держивается многократным повторением «слова, слова, слова» и ис­пользованием глагола со значением повторяющегося речевого дейст­вия (в настоящем времени, несовершенный вид) - «твержу».

В стихотворении прослеживается противопоставление «речи разумной» людей и «неразборчивой ночной речи» природы.

Трагедия оторванности природы от человека реализуется в стихотворении с помощью сравнения «листва,... как вдова», под­держанного метафорическим употреблением «в отрепьях... листва».

Тема несчастья, одиночества природы развивается далее в тек­сте с помощью метонимического переноса «... ночная речь вдовст­ва». Болезненность состояния природы нагнетается использованием метафорического эпитета «деревьям сумасшедшим», которым «кро­ме стона,... уже ответить нечем».

Трагический финал таких отношений между человеком и при­родой подается с использованием переосмысленного фразеологиче­ского оборота «у меня в росе по локоть рукава». Такое использова­ние делает росу аналогом крови, а человек выступает в роли палача природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: