Методические рекомендации для преподавателя. В процессе подготовки к лекционным и практическим занятиям преподаватель использует монографии, учебники и учебные пособия из списка основной и дополнительной

В процессе подготовки к лекционным и практическим занятиям преподаватель использует монографии, учебники и учебные пособия из списка основной и дополнительной литературы к курсу, а также электронно-образовательные и сетевые образовательные ресурсы. Основным методом обучения является словесный метод (лекция, объяснение, беседа и дискуссия). Рекомендуем использовать наглядный метод, демонстрируя матрицы идей и формально-логические модели к сложным темам курса. Практический метод является ведущим на практических занятиях курса (выполнение устных и письменных упражнений и работа с текстовым материалом).

Контроль учебно-познавательной деятельности студентов необходимо осуществлять на практических занятиях в форме беседы, опроса (текущий контроль), в форме проведения контрольных работ и организации тестирования по курсу (промежуточный контроль). Разработанные вопросы и задания к зачету позволят преподавателю осуществить итоговый контроль.

Основное содержание курса – анализ употребления языковых элементов, объединенных в тексте, в «одно и качественно новое целое» (Г.О. Винокур), «показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» (Л.В. Щерба). Такой аспект изучения языка предполагает хорошую общелингвистическую подготовку, в частности свободное оперирование единицами и понятиями уровней исследования языка – языка как структуры (знание разноуровневых фонем, морфем, слов, словообразований, сложного синтаксического целого) и как социально-коммуникативной системы (знание литературной и диалектных форм существования языка, а также его функциональных стилей). Все языковые явления должны в процессе филологического анализа конкретных художественных текстов получить не структурную, а функциональную и лингво-эстетическую интерпретацию.

«Филологический анализ текста» призван показать, что надо анализировать в тексте и какими принципами, методами и приемами руководствоваться при этом, и практически познакомить студентов с образцами научного анализа текста.

На практических занятиях даются образцы частичного (неполного) и комплексного (полного) анализа текстов, относящихся к разным типам. За каждым примером разбора текста на практическом занятии следует самостоятельная работа студентов, которая позволяет им выработать умения и навыки практического анализа того же рода, жанра, а иногда и тематически близкого анализируемому в аудитории произведению. Например, на практическом занятии выполняется комплексный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды», а в качестве самостоятельной работы предлагаем разобрать поэтические тексты того же автора: «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…».

В процессе изучения курса студенты выполняют две письменные контрольные работы (по отдельным аспектам анализа художественного текста и полный анализ небольшого по объему произведения русской словесности).
Курс "Филологический анализ теста" позволяет студентам познать личность человека, его гармонию с природой, его умение мыслить и творить. Эта учебная дисциплина помогает освоить культуру русского народа, отраженную в произведениях словесности.

Применение электронных средств (радиотекстов и видеозаписей) необходимо в процессе обучения филологическому анализу текстов разных типов (и жанров).

Цели и задачи курса достигаются следующими способами:

1) чтением лекций по узловым темам курса;

2) проведением практических занятий, где обсуждается реферативная работа по теоретическим основам курса;

3) проведением 2-3 практических занятий, где вырабатываются модели анализа текстов;

4) проведением занятий – обсуждений докладов, подготовленных студентами.

Наряду с традиционными материалами используются записи текстов на электронных носителях, звучащие файлы (из Интернет) радио- и ТВ-передач; студентам-докладчикам рекомендуются в качестве источников звучащих текстов аудиокниги.

Использование звучащих текстов предполагает активное использование технических средств в процессе обучения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: