1. Обеспечение законности в государственном управлении предполагает деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на:
• недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах;
• своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение;
• установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти;
• привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности;
• разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности.
2. Среди способов обеспечения законности в сфере государственного управления важное место занимает контроль.
Сущность контроля заключается в:
• наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;
• получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;
|
|
• принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;
• выявлении причин и условий, способствующих правонарушению;
• принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
В зависимости от содержания государственный контроль подразделяется на:
• общий (охватывает всю деятельность подконтрольных объектов);
• специальный (осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта, например, проверка исполнения конкретного управленческого решения).
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов различают:
• контроль, осуществляемый органами представительной власти;
• контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотраслевой и внутриведомственной компетенции).
3. Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т. е. при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.
Основными чертами надзора являются:
• органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
|
|
• в процессе надзора не могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц.
Различают два вида надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор – специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. Такой надзор осуществляется специальными службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, надзорная деятельность таможенных органов, органов санитарно-эпидемиологического надзора).
Предметом прокурорского надзора являются, например:
• исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами;
• соответствие актов, издаваемых этими органами, Конституции Российской Федерации и законам.