Вопрос 4. Юридический состав административного правонарушения

1. Под составом административного правонарушения понимается уста­новленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.

Элементами состава административного правонарушения являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

2. Объект административного правонарушения общественные отноше­ния, регулируе­мые нормами права и охраняемые мерами административной ответ­ственности (общий объект). В качестве критериев деления общего объекта выступают:

• отрасли общественной деятельности, в которых складываются обще­ственные отношения. В соответствии с данным критерием различают такие родовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в про­мышленности, на транспорте;

• содержание охраняемых общественных отношений. По этому крите­рию различают такие родовые объекты, как обще­ственный порядок и общественная безопасность, порядок управления, права и сво­боды граждан, собственность.

Каждый административный проступок имеет видовой, непосредствен­ный объект посягательства, которым является специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством» является безопасность дорожного движения).

3. Объективная сторона административного правонарушения заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил. Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния. Содержание объективной стороны может включать характер деяния:

• неоднократность совершение двух или более однородных админист­ративных правонарушений. Неоднократность квалифицируется как еди­ное правонарушение;

• повторность. В соответствии с законодательством об административных правонарушениях под повторностью подразумевается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию;

• длящееся правонарушение. Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязаннос­тей, возложенных на виновного законом под угрозой административ­ной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым, независимо от продолжительности действия или бездействия. Для различия длящегося и продолжаемого правонаруше­ния следует учесть, что продолжаемый проступок это несколько дей­ствий, каждое из которых является проступком, но, как правило, они объединены единым умыслом.

4. Субъектом административного правонарушения является лицо, совер­шившее административное правонарушение. По действующему зако­нодательству субъектами административных правонарушений призна­ются коллективные и индивидуальные субъекты.

Коллективные субъекты юридические лица и иные коллективные образования.

Административная ответственность юридических лиц. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Следует обратить внимание на то, что с 1 октября 2004 года за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)» лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (см. примеч. к ст. 16.1 КоАП РФ).

Индивидуальные субъекты граждане и другие категории лиц, облада­ющие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций. Признаки индивидуального субъекта подразделяются на две группы:

• общие такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, при­влекаемое к административной ответственности (достижение 16-лет­него возраста и вменяемость);

• специальные признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения (должностное лицо, водитель, работник предприятия тор­говли); прошлое противоправное поведение (лицо, находящееся под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности);

иные особенности правового статуса (иностранные граждане, во­еннослужащие).

Должностное лицо как субъект административной ответственности. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17 8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

5. Субъективная сторона административного правонарушения психи­ческое отношение физического лица к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме:

• умысла. Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий;

• неосторожности. Административное правонарушение признается со­вершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, пред­видело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвра­щение либо не предвидело возможности наступления таких послед­ствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: