1. В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности различают:
• упрощенное (ускоренное) производство. Примером упрощенного производства является наложение предупреждения путем вынесения постановления или взимание штрафа в соответствии со ст. 28.6 КоАП РФ на месте совершения административного правонарушения;
• обычное производство. Для рассмотрения таких дел определены специальные сроки, разрешен принудительный привод лица, привлекаемого к ответственности, установлен особый порядок обжалования и пересмотра постановлений.
2. Производство по делам об административных правонарушениях базируется на следующих основных принципах:
• законности. Сущность данного принципа заключается в том, что применение норм права или иная форма реализации правовых норм должны быть законными;
• объективности. Принцип объективности означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела;
• равенства перед законом и органом, разрешающим дело. Суть данного принципа заключается в административно-процессуальном статусе субъектов, согласно которому все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
|
|
• своевременности. Своевременное выяснение обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленных административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость ответственности виновных, предупреждение новых правонарушений.
• состязательности. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано различными лицами.
3. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Все субъекты производства по делам об административных правонарушениях образуют несколько групп:
А. Компетентные органы и их должностные лица, которые наделены правом возбуждения и расследования административного дела. Они указаны в ст. 28.3 КоАП РФ (например, таким правом обладают должностные лица органов внутренних дел, прокуратуры – всего более 80 органов).
Б. Компетентные органы и их должностные лица, которые наделены правом рассмотрения и пересмотра административных дел. Они перечислены в гл. 23 КоАП РФ. К ним, например, относятся: мировые судьи, федеральные судьи районных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и др.
В. Субъекты, имеющие личный интерес в деле:
• лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
|
|
• потерпевший (лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред);
• законные представители физического лица(родители, усыновители, опекуны, попечители);
• законные представители юридического лица;
• защитник;
• представитель потерпевшего.
Г. Лица и органы, содействующие осуществлению производства:
• свидетели (лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по конкретному делу);
• эксперты (назначаются в случае возникновения необходимости в специальных познаниях);
• переводчики (привлекаются в том случае, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не владеет языком, на котором ведется производство);
• специалисты (психологи, медицинские работники, педагоги, ревизоры);
• понятые.