Вакуумная ионно-плазменная технология нанесения покрытий, получившая широкое распространение в различных отраслях машиностроения, главным образом для повышения износостойкости изделий, может с успехом применяться и для деко-рирования отливок.
Наиболее перспективным считается электродуговой метод, получивший название конденсация ионной бомбардировкой (КИБ).
В вакуумной камере размещен катод (рис. 10.4). Между корпусом камеры и катодом возникает электрическая дуга. Из катодного пятна вылетают ионы, электроны и нейтральные частицы, которые направленным потоком летят к изделию, расположенному внутри камеры. Вначале частицы как бы разрыхляют поверхностный слой изделия, эффективно очищая его и нагревая до 300—500 ° С. Далее происходит насыщение поверхностного слоя ионами того материала, из которого изготовлен катод. Если в камеру вводят различные газы (например, азот- или утлеродсодержащие) на поверхности изделия формируются нитридные или карбидные покрытия.
Широкое распространение получили покрытия из нитрида титана, которые удачно имитируют позолоту. Причем, регулируя параметры процесса, можно добиться полного сходства с золотом различных проб. Покрытия из нитрида титана наносят не только на металлы, но и на стекло, и на керамику. Такие покрытия отличаются прочным сцеплением с материалом изделия и высокой износостойкостью.
|
|
При нанесении покрытий методом КИБ предъявляются очень жесткие требования к качеству поверхности изделий. На поверхности не должно быть посторонних загрязнений (ржавчины, масла, других неметаллических материалов). Особые трудности возникают при нанесении покрытий на отливки, на поверхности которых есть различные дефекты (поры, шлаковые включения, окисленные трещины). В ряде случаев требуется дополнительная подготовка поверхности. Если в состав материала изделия входят легкоиспаряемые элементы (например, цинк в латуни), то перед ионной бомбардировкой на изделие наносят гальваническим способом подслой никеля.
Глава 11 РЕСТАВРАЦИЯ
Реставрация (отлат. restauratio — восстановление) охватывает все виды работ, направленные как на сохранение произведения искусства, так и на максимально возможное выявление его первоначального облика.
Художественные произведения из металла с течением времени претерпевают различные изменения. В силу различных обстоятельств меняется внешний облик, нарушается сплошность изделий, утрачиваются отдельные элементы. В результате взаимодействия с окружающей средой резко ухудшается качество поверхности, которая в значительной степени определяет эстетическую ценность произведения искусства.
|
|
Воссоздать первоначальный облик художественного произведения — это ответственная и черезвычайно сложная задача. Кроме художников и искусствоведов в этой работе большое участие принимают специалисты-материаловеды.
Реставрация литых изделий имеет некоторые специфические особенности. Известно, что поверхностный слой отливки отличается по своим свойствам и структуре от основного металла из-за взаимодействия с материалом формы. Заделка литейных и других дефектов, появившихся на изделии с течением времени, также требует специального подхода.
Реставрационные работы начинаются с очистки изделия. Очистка производится различными органическими и неорганическими материалами. При этом необходимо, чтобы удалялись только инородные наслоения и не происходило никаких изменений с основным металлом.
Реставрация, кроме того, может включать воссоздание недостающих элементов и соединение их с оставшимися частями.
Завершающим этапом реставрации является консервация изделия.