Нанесение вакуумных ионно-плазменных покрытий

Вакуумная ионно-плазменная технология нанесения покрытий, получившая широкое распространение в различ­ных отраслях машиностроения, главным образом для повышения из­носостойкости изделий, может с успехом применяться и для деко-рирования отливок.

Наиболее перспективным считается электродуговой метод, по­лучивший название конденсация ионной бомбарди­ровкой (КИБ).

В вакуумной камере размещен катод (рис. 10.4). Между корпусом камеры и катодом возникает электрическая дуга. Из катодного пятна вылетают ионы, электроны и нейтральные частицы, которые направ­ленным потоком летят к изделию, расположенному внутри камеры. Вначале частицы как бы разрыхляют поверхностный слой изделия, эффективно очищая его и нагревая до 300—500 ° С. Далее происходит насыщение поверхностного слоя ионами того материала, из которого изготовлен катод. Если в камеру вводят различные газы (например, азот- или утлеродсодержащие) на поверхности изделия формируются нитридные или карбидные покрытия.

Широкое распространение получили покрытия из нитрида титана, которые удачно имитируют позолоту. Причем, регулируя параметры процесса, можно добиться полного сходства с золотом различных проб. Покрытия из нитрида титана наносят не только на металлы, но и на стекло, и на керамику. Такие покрытия отличаются проч­ным сцеплением с материалом изделия и высокой износостойкостью.

При нанесении покрытий методом КИБ предъявляются очень жесткие требования к ка­честву поверхности изделий. На поверхности не должно быть посторонних загрязнений (ржавчины, масла, других не­металлических материалов). Особые трудности возникают при нанесении покрытий на от­ливки, на поверхности которых есть различные дефекты (поры, шлаковые включения, окислен­ные трещины). В ряде случаев требуется дополнительная под­готовка поверхности. Если в со­став материала изделия входят легкоиспаряемые элементы (на­пример, цинк в латуни), то пе­ред ионной бомбардировкой на изделие наносят гальваниче­ским способом подслой никеля.

Глава 11 РЕСТАВРАЦИЯ

Реставрация (отлат. restauratio — восстановление) охватывает все виды работ, направленные как на сохранение произведения искус­ства, так и на максимально возможное выявление его первоначального облика.

Художественные произведения из металла с течением времени претерпевают различные изменения. В силу различных обстоятельств меняется внешний облик, нарушается сплошность изделий, утрачива­ются отдельные элементы. В результате взаимодействия с окружающей средой резко ухудшается качество поверхности, которая в значитель­ной степени определяет эстетическую ценность произведения искусства.

Воссоздать первоначальный облик художественного произведения — это ответственная и черезвычайно сложная задача. Кроме художников и искусствоведов в этой работе большое участие принимают специали­сты-материаловеды.

Реставрация литых изделий имеет некоторые специфические осо­бенности. Известно, что поверхностный слой отливки отличается по своим свойствам и структуре от основного металла из-за взаимодейст­вия с материалом формы. Заделка литейных и других дефектов, поя­вившихся на изделии с течением времени, также требует специального подхода.

Реставрационные работы начинаются с очистки изделия. Очистка производится различными органическими и неорганическими матери­алами. При этом необходимо, чтобы удалялись только инородные наслоения и не происходило никаких изменений с основным металлом.

Реставрация, кроме того, может включать воссоздание недостающих элементов и соединение их с оставшимися частями.

Завершающим этапом реставрации является консервация изделия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: