Предисловие. Одним из важных направлений повышения эффективности подготовки будущих учителей является овладение ими спектром современных технологий обучения и

Одним из важных направлений повышения эффективности подготовки будущих учителей является овладение ими спектром современных технологий обучения и воспитания.

Образование в современном мире переживает бурный период переосмысления подходов и концепций, отказ от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Технологизация учебно-воспитательного процесса в школе и рыночные отношения в сфере педагогического труда дают повод исследователям деятельности учителя считать, что воспитательный труд в общем виде отличается от других видов труда только спецификой. Он также имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. Значит, на рынок труда учитель должен «выставлять» не только свой высокий профессионализм, но и доскональное знание педагогических технологий. Овладение ими в совершенстве становится приоритетным при освоении педагогической профессией в любом высшем учебном заведении. Чтобы чувствовать себя уверенно на рынке образовательных услуг, учителю, по мнению известного педагога И.П. Подласого, необходимо знание как минимум трех принципиально различающихся между собой технологий: продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно ориентированной), технологии сотрудничества (партнерства).

Термин «технология» (от греч. techne – искусство, ремесло, наука и logos – понятие, учение) в первоначальном смысле означал «совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов». В настоящее время этот термин прочно вошел во многие гуманитарные отрасли знаний, а технологизацию учебного и воспитательного процессов в современной школе связывают с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение и воспитание в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом».

По заключению экспертов уже сегодня в работе учителя именно технологии на 80% определяют успех его деятельности, тогда как индивидуальное мастерство отходит на второй план и составляет только 20%.

Предлагаемое учебное пособие представляет собой информационную поддержку курса «Педагогические системы и технологии: практический аспект», в котором систематизирована наиболее значимая информация по имеющимся видам и классификациям педагогических технологий.

Пособие «Педагогические системы и современные образовательные технологии» составлено на основе материалов многочисленных первоисточников (В.П.Беспалько, М.Е.Бершадский, К.В.Гавриловец, В.В.Гузеев, Н.И.Запрудский, И.П.Иванов, Ю.А.Иванов, И.И.Казимирская, С.С.Кашлев, М.В.Кларин, В.С.Кукушин, В.Н.Наумчик, Г.Н.Петровский, В.Ю.Петюков, И.П.Подласый, Е.С.Полат, С.Д.Поляков, Е.В.Попкова, Г.К.Селевко, Е.В.Титова, Н.Е.Щуркова, И.И.Цыркун и др.), что позволит студентам раскрыть сущность и ознакомиться с особенностями каждой образовательной технологии, а также систематизировать знания по курсу.

Цель данного пособия – помочь студентам психолого-педагогических специальностей изучить различные аспекты технологизации учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных учреждениях. В его содержание включены десять тем, каждая из которых состоит из перечня рассматриваемых вопросов, комплекса тестовых заданий для контроля и самоконтроля, использованной литературы при составлении тем и Интернет-ресурсов.

В первой главе «Теоретические основы педагогических систем и технологий» (составитель Л.В.Пенкрат) дается научное обоснование педагогических систем и технологий, рассматриваются подходы различных авторов к определению понятия «технология», анализируются классы педагогических технологий и представлен банк технологий обучения и воспитания. В данной главе использованы материалы В.В.Гузеева, М.Е.Бершадского, Д.Г.Левитеса, Г.Н.Петровского, И.П.Подласого, Е.В. Попковой, Г.К.Селевко.

Во второй главе «Технология организации отдельных компонентов педагогической деятельности учителя» (составитель Л.Н.Воронецкая) представлены материалы по проектированию и конструированию педагогического процесса, технологии постановки целей и планированию результатов обучения, раскрыты вопросы структуры и организации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся. В этой главе использованы идеи и материалы В.В.Гузеева, Н.И.Запрудского, В.С.Кукушина, Г.К.Селевко и др.

В третьей главе «Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения» (составитель Л.М.Волкова) раскрываются вопросы гуманистической философии и психологии как основы технологии развивающего обучения, а также технология сотрудничества в обучении и воспитании; использованы работы В.П.Беспалько, К.В.Гавриловец, В.С.Кукушина, Е.С.Полата, Е.В.Попковой, Г.К.Селевко и др.

В четвертой главе «Технологии активизации и оптимизации познавательной деятельности учащихся» (составитель А.Р.Борисевич) представлено многообразие игровых и проектных технологий, а также технология проблемного обучения; использованы материалы В.В.Гузеева, Н.И.Запрудского, М.М.Левиной, Л.В.Орловой, Г.К.Селевко, С.Ю.Шмакова и др.

В пятой главе «Технологии эффективного управления процессом обучения» (автор-составитель В.Н.Пунчик) рассматриваются вопросы дифференцированного обучения, групповых и коллективных способов обучения, модульного и программированного обучения, а также возможности применения информационных и компьютерных технологий в учебном процессе; использованы авторские разработки и идеи следующих авторов: Е.Н.Артеменок, З.И.Калмыковой, Н.П.Гузика, В.К.Дьяченко, С.Е.Покровской, Е.С.Полата, В.Н.Пунчик, Г.К.Селевко, И.И.Цыркуна, М.А.Чошанова и др.

В шестой главе «Гуманистические воспитательные системы и технологии деятельности классного руководителя» (составитель Л.В.Пенкрат) рассматриваются структурные компоненты создания воспитательной системы школы и отдельного класса, технология работы классного руководителя и различные подходы к созданию технологии воспитания; использованы теоретические разработки К.В.Гавриловец, И.П.Иванова, И.А.Карпюк, С.С.Кашлева, С.Д.Полякова, Е.Н.Степанова, Е.В.Титовой, М.Б.Черновой, Н.Е.Щурковой и др.

В седьмой главе «Технологии развития творческого потенциала личности» (составитель Л.М.Волкова) анализируется развитие и формирование творческой личности учащегося в обучении и воспитании, а также технологии, направленные на развитие творческих способностей учеников; использованы материалы Ю.А.Иванова, И.И.Казимирской, В.Н.Наумчика, И.И.Цыркуна и др.

В восьмой главе «Технологии управления школой и организации методической работы» (составитель Н.В.Самусева) описывается управленческая культура руководителей образовательных учреждений, методы и формы управления школой и ее научно-методическое обеспечение; использованы технологические идеи Г.Д.Дыляна, Е.В.Попковой, В.П.Сергеевой, В.А.Сластенина, К.С.Фарино, Е.А.Ямбурга и др.

В девятой главе «Альтернативные технологии» (составитель Н.В.Самусева) даются сущностные характеристики технологии развития критического мышления школьников, Вальдорфской школы, французских педагогических мастерских, технологии «Дальтон-плана» и здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания; использованы методические разработки С.И.Заир-Бека, Н.И.Запрудского, А.А.Окунева, Н.А.Полетаевой, Г.К.Селевко, Н.К.Смирнова, Г.В.Степановой и др.

В десятой главе «Методы и формы организации самостоятельной работы студентов по курсу «Педагогические системы и технологии: практический аспект»«(автор М.В.Дубовик) дается описание и практическое использование мультимедиа-презентации, фоторепортажей, студенческих электронных конспектов и индивидуального банка информации на лабораторных и семинарских занятиях.

Материалы пособия апробировались при изучении курса «Педагогические системы и технологии: практический аспект» в БГПУ им. М.Танка и успешно используются в лекционных курсах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: