Методические классификации иноязычных упражнений

В процессе движения «от лингвистики к методике» предлагались различные варианты типологий иноязычных упражнений. Особое внимание заслуживает классификация М.С.Ильина, который предложил их систематизировать с позиции функционального подхода. Система упражнений по Ильину – это аппарат понятий, признаков и критериев, позволяющих формировать конкретные упражнения, для конкретного акта речи и располагать их в оптимальной последовательности. Было выдвинуто предложение, что для целей обучения ИЯ как коммуникативной деятельности единицы, образующие строй языка, должны группироваться в соответствии с условиями их действительного функционирования в речи. В естественной коммуникации каждый акт речи представляет собой единое целое. Однако, осуществление такого акта речи, особенно на начальном этапе, представляет собой непреодолимую трудность для обучаемых. Поэтому в учебных целях требуется расчленение естественного акта речи на составляющие его операции, прогнозирование возможных трудностей и организация определенных действий по их преодолению. Таким образом, методика имеет дело с двумя состояниями акта речи: целостным, естественным и расчлененным для учебных целей.

Упражнения, используемые в процессе обучения ИЯ, должны быть направлены на реализацию акта речи в обоих его состояниях. Овладение операциями с категориями языкового материала в расчлененном акте речи осуществляется в подготовительных упражнениях, а реализация целостного акта речи – в речевых упражнениях.

Для того чтобы упражнение считалось подготовительным, оно должна обладать каким то хотя бы одним из признаков (из таблицы). Всякое речевое упражнение характеризуется наличием всего комплекса признаков, свойственных речевым упражнениям. Описанная методическая классификация представляет собой несомненный вклад в развитие тиории упражнений, предлагае решение проблемы систематизации упражнений с позиции современного функционального принципа, соотнося иноязычные упражнения с операциями акта речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: