Психологическая классификация иноязычных упражнений

Продолжая мысль Грузинской о том, что упражнения различаются по качеству выполняемого действия (рецепция, репродукция, продукция), И.Д.Салистра предложил типологию упражнений, основанную на градации речевых умений и навыков и отражающую их становление в ходе обучения.

Эта типология включала 3 типа упражнений:

1.первичные (например, формирование навыка опознавания языковых явлений, склонения существительных, спряжения глаголов и пр, другими словами упражнения на восприятие и осознание аспектов языка).

2.предречевые (узнавание и воспроизведение сложных языковых комплексов, всякго рода подстановочные упражнения), то есть репродуктивные упражнения.

3.речевые (формирование умений понимать устную и письменную речь и выражать свои мысли на ИЯ)

Впоследствии Салистра приходит к выводу о том, что первичные и предречевые навыки и умения обладают общими качественными признаками и поэтому должны быть приняты как подготовительные умения. Таким образом получается, что типалогия иноязычных упражнений, построенная на градаии умений и навыков, должна включать 2 типа: упражнения подготовительные к речи, и речевые упражнения.

Согласно данной типологии. Все используемые в процессе обучения ИЯ упражнения разграничиваются по признаку стереотипности/нестереотипности выполняемых действий. В речевой деятельночти выделяются стереотипные компоненты, связанные с автоматизируемыми операциями, и нестереотипные компоненты, связанные с неавторизируемыми операциями. Первые обычно соотносятся с навыками, а вторые с умениями. В то же время и те, и другие упражнения (направленные и на развитие речевых навыков, и речевых умений) имеют общий признак – нацеленность на реализацию речи как коммуникативного процесса.

Как можно видеть, несомненным достоинством рассматриваемой типологии является речевая направленность всех упражнений, используемых в процессе обучения ИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: