Тексты, включенные в КИМ ЕГЭ, обладают следующими основными характеристиками:
· тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его;
· поднимают социально значимую проблему;
· содержат завершенную, доступно изложенную авторскую точку зрения.
Второе задание - это, как правило, задание на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т.п.).
Третье задание чаще всего требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.
Четвертое задание может быть направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).
|
|
Для оценки правильности и полноты ответов разработаны специальные критерии. Каждому заданию соответствуют свои критерии проверки и оценки ответа. Именно они делают возможной объективную оценку работы проверяющими ее экспертами. В критериях предлагаются возможные формулировки ответов или даются общие подходы, «ключи» к оценке ответов экзаменуемых. Вместе с этим указывается, что допускаются иные, отличные от данных в критериях, формулировки, не искажающие смысл правильного ответа.
Первые два вопроса-задания оцениваются в 2 балла, два последующих – в 3 балла. Таким образом, за выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (правильную и полную формулировку ответов на все четыре вопроса-задания) экзаменуемый может получить 10 баллов.
Полный правильный ответ по заданиям С1 и С2 оценивается двумя баллами, частично правильный – одним баллом. По заданиям С3 и С4 полному правильному ответу присваивается три балла, в значительной степени правильному – два балла, частично правильному – один балл.
Данная часть заданий непосредственно опирается на содержание текста, во многих случаях требуя приведения цитат или близкого к тексту пересказа определенных фрагментов содержания. Это обстоятельство необходимо учитывать при оценивании рассуждений экзаменуемого, не связанных напрямую с содержанием текста. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные.
Выполнение другой части заданий, в количественном отношении преобладающей, проверяется по критериям, содержащим лишь «ключ» и примеры возможных элементов правильного ответа.
|
|
При проверке заданий С1 и С2 необходимо уяснить и четко выполнить указания разработчиков относительно состава оцениваемого ответа:
- что требуется: сформулировать какую-то мысль своими словами или привести цитату из текста (сформулировать мысль и подтвердить ее цитатами из текста);
- при формулировании собственных суждений опираться только на содержание текста или привлекать знания курса.
При проверке заданий С3 и С4 следует также обращать внимание на
- указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт);
- требуемый поэлементный состав ответа (в ряде случаев эксперты не обращают должного внимания на требование выразить согласие или несогласие с предложенными положениями, сформулировать собственную позицию и т.п.).
Оценивание выполнения заданий на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса и на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста (С5).
Задания С5 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями. За полное и правильное выполнение заданий каждой из них выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл.
Первая модель дает возможность оценить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий. Эти искомые черты, признаки, следствия и т.п. определяются в научной, а вслед за ней и учебной литературе достаточно однозначно. Однако их количество может быть большим, чем запрашивается в условии задания. Разработчики заданий и критериев в этих случаях стараются дать относительно полные списки. В результате создается возможность охвата всех вариантов полностью или частично правильных ответов. Кроме того в этой модели оценивания учитывается и наличие наряду с верными ошибочных позиций.