Задачи и упражнения. 1. Проанализируйте приведенные ниже высказывания

1. Проанализируйте приведенные ниже высказывания.

¨ В содержание понятия «бытие» входит природа и общество.

¨ Бытие – это материя. Эти понятия тождественны.

¨ Бытие – это только природа.

¨ Бытие включает в себя все существующее, и материю и сознание.

¨ Бытие – это все, что существует объективно.

¨ Бытие – это материя, ее свойства и проявления.

¨ Бытие – это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

2. Н. Данилевский считает основными требованиями естественной системы следующие: принцип деления должен обнимать собой всю сферу делимого; все предметы или явления одной группы должны иметь между собой большую степень сходства или сродства, чем с явлениями или с предметами, отнесенными к другой группе; группы должны быть однородны. Можно ли признать данные признаки необходимыми для систем?

3. Русский ученый А.А. Богданов подчеркивал тот факт, что само понятие «элементов» для организованной науки всецело относительное и условное. Согласны ли Вы с этим положением? Если да, то приведите примеры подтверждающие это.

4. А.А. Богданов считает законным утверждением во-первых, что целое оказалось практически больше простой суммы своих частей, во вторых, что оно практически ее меньше. Первое и обозначается как организованность, второе – как дезорганизованность.

Подтвердите на примерах данное положение.

5. Что такое «категории». Всякая категория является понятием, но всякое ли понятие можно на­звать категорией?

6. В каком случае слово «это» выражает особенное, единичное, общее?

¨ Язык - это система знаков.

¨ Дайте мне это письмо.

¨ «Это» - слово, выражающее указательное местоимение.

7. В каких суждениях выражается причинная связь между явлениями?

¨ Если яблоко красное, то оно сладкое.

¨ Если число делится на 6, то оно делится на 3.

¨ Материя первична, а сознание вторично.

¨ Трудовая деятельность людей способствовала формированию языка и мышления.

8. Известный исследователь Э. Кольман подчеркивал в работах, что случайность в процессе развития науки должна заменяться закономерностью и причинностью. Сделать такую замену – то же самое, что свести случайность к необходимости.

Каково соотношение между случайностью и причинностью, закономерностью?

9. Исследователь С. А. Яновская отмечала тот факт, что если мы видим дом, то перед нами не дом вообще, а данный конкретный с его особыми специфическими свойствами. Язык же наш выражает только, что мы видим дом, не данный, следовательно, особый дом, а какой-то дом вообще. Выделите качества чувственного и рационального.

10. От приведенных ниже понятий образуйте особенное и единичное:
экономика, государство.

11. Что такое «закон»? Приведите примеры из естественных и гуманитарных наук.

12. Еще древние египтяне знали, что любой треугольник со сторонами 3, 4 и 5 будет прямоугольным, и что сумма квадрата его катетов будет равна квад­рату гипотенузы. Что же нового дает в этом случае теорема Пифагора?

13. Соотношение качества и количества можно выразить следующим образом: ни качества, как такового, ни чистого количества в природе не существует, ибо все существующее представляет собой единство качества и количества.

Докажите данное положение на примерах.

14. Что определяется как качество, вещь или отношение?

15. Русский философ А. М. Деборин подчеркивал, что высшая форма возникает благодаря тем противоречиям, какие обнаруживаются в низшей форме. Эти-то противоположности и противоречия ведут к образованию нового, высшего единого целого, содержащего в себе в снятом виде низшую форму. В чем сущность развития?

16. Н. Данилевский считал, что прогресс состоит не в том, чтобы все идти в одном направлении. А в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях. Согласны ли Вы с данной позицией? Аргументируйте ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: