Системы размеров

Для стандартизации нашего производства и ценообразования, мы отобрали три наиболее востребованных формата книг в твердом и мягком переплете.

Большой А4
обрезной формат блока 205х290 мм. (60х84/8)


Стандартный А5
обрезной формат блока 145х200 мм. (60х84/16)


Карманный А6
обрезной формат блока 100х140 мм. (60х84/32)

Наиболее часто встречающиеся форматы современных книг (в миллиметрах):

Миниатюрный (70–100)×(100–125)
Словари размером с ладонь, путеводители.

Уменьшенный (карманный) (100–130)×(140–177)
Художественная литература в бумажной обложке, некоторые словари.

Стандартный (130–145)×(200–215)
Большая часть художественной литературы и учебников издается этом формате.

Увеличенный 170×(215–260)
Некоторые детские издания, специальная литература.

Энциклопедический (205–220)×(260–270)
Большинство энциклопедических изданий имеет такой размер.

Очень большой (245–265)×(340–410)
Художественные альбомы, атласы, детские книги.

Формат 60x90/16 достаточно велик для хорошего размещения текста при объеме книги до 30—40 листов. Вместе с тем длина строки в этом формате составляет 6 1/4—6 3/4 кв., что превышает оптимальную для шрифта кг. 10 (около 5 кв.). В изданиях для медленного чтения такое превышение не имеет очень большого значения. Поэтому формат 60x90/16 подходит и широко применяется для научных, учебных, производственно-инструктивных изданий, если в них есть сложные формулы, таблицы и иллюстрации или если общий объем материала велик. В формате 60x90/16 выходит и часть изданий, предназначенных для беглого чтения, например, некоторые издания художественной и массовой политической литературы; в отдельных случаях такое применение рассматриваемого формата может быть оправдано (в частности, при очень большом объеме литературного произведения и нецелесообразности деления его на два тома), но, как правило, признать его желательным нельзя.

Формат 84x108/32 тоже подходит и широко применяется для учебной, научной, производственно-инструктивной литературы, но при менее сложном материале (при отсутствии громоздких формул, таблиц и иллюстраций) и при небольшом или среднем объеме. Нормальная для этого формата длина строки 5 1/2—6 кв. при шрифте кг. 10 близка к оптимальной. Особенно широко применяется формат 84x108/32 для изданий художественной и массовой политической литературы. Однако для книг беглого чтения, в особенности при объеме не больше среднего, желателен несколько меньший формат.

Рассмотрим еще формат из группы средних — 60x84/16. Книга в этом формате имеет такую же ширину, как в формате 60x90/16 и такую же высоту, как в формате 84x108/32. Таким образом, в этом формате соединяются слабые стороны обоих упомянутых: длина строки слишком велика для изданий, рассчитанных на беглое чтение, а высота книжной полосы недостаточно велика для хорошего размещения многочисленных и сложных таблиц, формул, иллюстраций. В силу этого формат 60x84/16 применяется гораздо реже, чем остальные средние форматы, хотя для отдельных изданий и серий в самых различных видах литературы он в какой-то мере может оказаться подходящим.

Из группы форматов меньше средних отметим два удлиненных: 70x90/32 и 75x90/32. При таких форматах книга вполне портативна — она умещается в кармане, при чтении ее без большого усилия можно долгое время держать в руке. Вместе с тем нормальная для этих форматов длина строки — приблизительно 4 1/2 кв.— оптимальна для шрифта не только кг. 10, но и кг. 9, хороша и для шрифта кг. 8. Поэтому при выпуске книг в этих форматах целесообразно пользоваться шрифтами кг. 9/10, 9 и 8, что дает большую экономию бумаги и соответственно уменьшает объем печатных и брошюровочных работ; кроме того, увеличение емкости сравнительно небольшой полосы набора дает возможность выпускать в этих форматах более крупные по объему литературные произведения. В силу всего сказанного оба формата очень хороши для книг, рассчитанных на беглое чтение, в особенности для художественной, массово-политической, отчасти научно-популярной литературы. Они подходят и для портативных производственно-инструктивных и справочных изданий.

Форматы 70x90/32 и 75x90/32 близки по размеру. Они равны по ширине, да и по высоте разница между ними составляет всего 12 мм. Однако это незначительное увеличение дает формату 75x90/32 несомненные преимущества. Емкость полосы набора, а следовательно, и емкость печатного листа увеличивается, улучшаются экономические показатели (при одном и том же объеме литературного произведения уменьшается объем в печатных листах, а следовательно, и количество печатных и брошюровочных работ), появляется возможность выпускать в данном формате более крупные произведения, не опасаясь сделать книгу слишком объемистой.

К форматам меньше средних относится и 70x108/32. Это — широкий формат. По сравнению с двумя предыдущими он не так портативен; если при чтении держать книгу в руках, то широкие страницы прогибаются и часть текста плохо видна, строки длиннее и поэтому хуже читаются. Все же этот формат может подойти для стихотворных произведений с длинной строкой, для популярных изданий по искусству с широкими иллюстрациями и тому подобных.

Малые форматы — 60x90/32 и 60x84/32предназначены в основном для различного рода карманных справочных изданий — уставов, памяток, словарей, транспортных справочников, путеводителей и т. п.,— а также для отдельных произведений художественной литературы в особом (или улучшенном) оформлении. При улучшенном оформлении карманные форматы, очень удобные для читателя, могут быть использованы и шире. Так, издательство «Современник» в 1980 г. выпустило в формате 70x108/64 Собрание сочинений Л. Н. Толстого в двенадцати томах на тонкой словарной бумаге, которое получило высокую оценку на конкурсе искусства книги.

Но для массовых изданий в обычном оформлении пользоваться такими форматами надо с большой осторожностью. Издание малого формата очень легко может быть испорчено не достаточно хорошим полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати удобочитаемость мелкого шрифта (при малых форматах часто пользуются шрифтами кг. 8 и мельче) резко снижается, а при недостаточно аккуратной фальцовке издание не только приобретает неряшливый вид, книгой становится неудобно пользоваться.

Форматы больше средних, как видно из таблицы, весьма различны по пропорциям.

Широкие форматы — 70x90/16 и 75x90/16 — нужны, главным образом, для изданий с крупными или многочисленными иллюстрациями (например, для изданий по искусству, для научных и учебных изданий, где иллюстрации вынесены в отдельную колонку), с крупным шрифтом (главным образом, для детских книг).

При обилии громоздких таблиц, формул и крупных иллюстраций, в особенности если к тому же объем книги очень велик, более целесообразен слегка расширенный формат 70x100/16 или удлиненный формат 70x108/16, так как на более длинной книжной полосе легче разместить сложный материал.

Книги больших форматов громоздки, но и такие форматы необходимы. Во-первых, они нужны для изданий особенно большого объема, предназначенных для выборочного чтения: энциклопедий, капитальных словарей, объемистых телефонных справочников и т. п. Текст в таких изданиях набирается в две и даже три колонки. Во-вторых, они нужны для изданий с крупными иллюстрациями, например для книг по изобразительному искусству, по начертательной геометрии и черчению, для детей дошкольного возраста, промышленных и торговых каталогов, для некоторых произведений художественной литературы в особом, улучшенном оформлении. Для такого рода изданий подходят, главным образом, широкие форматы — они позволяют хорошо расположить и текст (в две или три колонки), и иллюстрации самых различных размеров. Но и удлиненные форматы—60x84/8 и 84x108/8— могут найти применение для подобных изданий.

В большом формате 84x108/16 издаются и произведения художественной литературы, выпускаемые в журнальном оформлении (типа «Роман-газеты»). Такой формат неудобен для читателя, вследствие частого сгибания книги быстро изнашиваются. На протяжении какого-то времени такой формат придется сохранить, так как он облегчает и удешевляет полиграфическое исполнение подобных изданий (резко уменьшается объем брошюровочных работ). Но при дальнейшем совершенствовании отечественной полиграфической промышленности станет возможным перевод этих изданий на более удобный для читателя формат.

Мы упоминали, что для изданий в улучшенном оформлении ГОСТ допускает еще ряд форматов. По своим пропорциям почти все они либо близки к квадратным, либо являются сильно удлиненными. В этом отношении они сильно отличаются от основных форматов.

Близкие к квадрату форматы подходят, главным образом, для изданий по изобразительному искусству и некоторых других книг, где иллюстрации имеют особенно большое значение. Дело в том, что в таких изданиях воспроизводятся оригиналы с самым различным соотношением сторон. На страницах с обычными пропорциями (от 1:1,6 до 1:1,3) репродукции вытянутых по ширине оригиналов приходится помещать «лежа» и при рассматривании иллюстраций приходится поворачивать книгу то в одну, то в другую сторону. Если же формат книги квадратен или близок к квадратному, то на ее страницах можно одинаково хорошо (или почти одинаково хорошо) — и притом горизонтально— расположить иллюстрации с любым соотношением сторон.

Сильно удлиненные форматы резко отличаются от остальных, сразу привлекают к себе внимание. В таких форматах выпускают, главным образом, такие книги, которые хотят подчеркнуто выделить из общей массы изданий.

Для детских иллюстрированных изданий, изданий художественной литературы и по искусству, для разговорников, темников и других справочных и нормативных изданий с табличным (или двухколонным) расположением текста ГОСТ допускает также использование стандартных форматов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты, например, вместо 84x108/32 как бы 108x84/32. При альбомном варианте изменяется обычный порядок фальцовки отпечатанного листа.

Формат 60×90/16 наиболее широко применяется для учебной литературы, в которой присутствуют формулы и таблицы, а также иллюстрации, а общий объем материала достаточно велик. Иногда в таком формате издают художественную литературу — при большом объеме произведения, когда нецелесообразно делить его на несколько томов.

Формат 84×108/32. В таком формате обычно выходит художественная литература.

Книга формата 60×84/16 имеет такую же ширину, как в формате 60×90/16 и такую же высоту, как в формате 84×108/32. В этом формате отражены слабые стороны упомянутых двух предыдущих форматов: при данной ширине книги длина строки велика для изданий ориентированных на беглое чтение, а высота такой книжной полосы — не рассчитана на размещение сложных формул и таблиц. Однако для отдельных изданий такой формат может оказаться подходящим, хотя и используется на порядок реже остальных из основной группы книжных форматов.

Форматы 70×90/32 и 75×90/32 — уменьшенные (карманного типа) — часто применяются для книг, рассчитанных на беглое чтение: художественная, научно-популярная литература, справочно-производственные издания. Формат 75×90/32 имеет одно преимущество над форматом 70×90/32 — высота его полосы больше на 12 мм. За счет этого площадь печатного листа увеличивается, что улучшает экономические показатели издания.

Один из интересных форматов — 70×108/32. Это широкий формат и не такой портативный, как два предыдущих. Этот формат хорошо подходит и применяется для стихотворных произведений, а также для изданий по искусству с широкими иллюстрациями.

Форматы 60×90/32 и 60×84/32 часто используются и применяются для карманных справочных изданий. Это различные словари, разговорники, транспортные справочники, путеводители, различные памятки. Также широко применяется для художественной литературы в бумажной обложке. Однако надо с осторожностью пользоваться такими форматами, т.к. такое издание может быть легко испорченно неаккуратным полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати мелкий шрифт может плохо читаться. Впрочем, качественная печать всегда имеет значение при издании книги любого формата.

Широкий увеличенный формат 70×90/16 часто используется и применяется для изданий с большим количеством крупных иллюстраций и для изданий с крупных шрифтом (преимущественно детские книги).

При наличии больших формул, крупных таблиц и иллюстраций рекомендуется использовать расширенный формат 70×100/16 или удлиненный формат 70×108/16.

Среди энциклопедических форматов широко применяется 60×84/8. Это объемные словари, телефонные справочники, различного рода энциклопедии. Текст в таких изданиях может быть набран в две-три колонки. Такой формат удобен и для книг по искусству, включающие в себя много крупных иллюстраций, книг по начертательной геометрии и для различных изданий для детей дошкольного возраста.

Формат 84×108/16 широко применим для художественной литературы, выпускаемой в журнальном оформлении (пример такого издания — «Роман-газета», выпускаемая в советское время). Такой формат не является наилучшим относительно удобочитаемости форматом, однако является наиболее экономичным вследствие уменьшения объема брошюровочных работ.

Если Вы хотите, чтобы ваше издание выделялось среди общей массы изданий, то лучший для этого способ — это выбрать нестандартный формат: квадратный или, напротив, удлиненный. В первую очередь выбор формата всегда зависит от наполняемого материала.

В тех изданиях, где это предпочтительнее (в большинстве своем иллюстрированные издания), ГОСТ допускает использование стандартных форматов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты.

Освещен широкий круг эстетических проблем книжного дизайна, относящихся к понятию пропорция. Автор рассматриваются пропорции в аспекте их исторического развития и становления, образного строя издания, зрительного восприятия, как инструмент построения формы. Показаны технические приемы гармонизации, их эффективность и практическая ценность. Теоретические положения подкреплены обширным иллюстративным материалом.
Является учебным пособием для студентов художественных и полиграфических вузов, факультетов дизайна.
1. Пропорциональность является одной из важных, наиболее объективных и зримых проявлений книжной гармонии. Однако достижение гармонии возможно при творческом использовании пропорциональности совместно со всеми другими художественными средствами книжной композиции.

2. Пропорциональность в книге — это закономерное соотношение, которое должно существовать между целым и его частями, основанное на выполнении определенных требований и законов. Главным из них является принцип подобия — соизмеримости частного и целого. Этот основной принцип реализуется на всех уровнях согласования пропорций — при определении пропорций форматов изданий и достижении единства композиции.

3. Квадрат, треугольник, круг, пятиугольник — братья; у них одна мать — пропорция. Эти основные геометрические правильные фигуры являются исходными для построения ряда пропорций книжных форматов.

4. Эстетическими качествами обладают только те книжные форматы, которые имеют упорядоченную размерно-пространственную структуру. Ее получают на основе сочетаний модульных величин, образованных отношением целых чисел, или ряда соразмерных фигур, полученных с помощью геометрических построений. Все фигуры ряда соизмеримы с другими фигурами по принципу подобия и раскладываются (как подобия) в различных комбинациях и без остатка, образуя ряд взаимопроникающих подобий. Организация геометрической взаимосвязи, которой присущи различные виды подобий, соизмеримых друг с другом, единых по происхождению, и есть гармония форматов.

5. Элементы, составляющие композицию, обладают различными признаками, среди которых может быть выделен ведущий. Ведущий признак — это признак целого, которым должны обладать все элементы композиции в той или иной степени. В композиции книги ведущий признак — формат издания, и пропорции как бы естественно должны вырастать из его габаритов. Соразмерность формата, заложенная в основу пропорционального строя той или иной композиции, порождает пропорциональную связь всех ее элементов. Частные отношения между ними могут быть восприняты как специально установленные, тогда как на самом деле они являются лишь следствием других, более общих.

6. Каждому признаку соответствует своя метрика, т. е. своя числовая мера. Тогда соразмерность — это единая мера соизмерения признаков элементов или их групп между собой, а также между элементами, группами и целым. В более чем достаточной степени это требование выполняется при расчете полос набора, полей и числовом определении их пропорциональных соотношений, а также при организации макета издания на основе модульной сетки.

7. Модульная сетка — всего лишь геометрическое построение, определяющее соотношение частей композиции и целого. «Красивой» она может быть только в математическом смысле. Но именно она определяет соотношения форм книги, пропорциональную связь между целым и его частями. Однако только талант художника может оживить эту математическую схему, облекая ее в совершенные формы.

8. Пропорциональность не имеет самодовлеющего значения в книжной концепции целого, не покрывает всей сущности и полноты композиции, а составляет лишь одно из непременных ее условий и принимается во внимание на первой стадии оформления проекта.

9. Пропорциональность в каждом отдельном случае должна подчиняться основной логике композиции, приспосабливаться к ее намеченным формам, внося лишь математические поправки, нормативный момент, внешний порядок в проектируемую книгу.

10. Важное значение в пропорционировании книги имеет закон золотого сечения. Пропорциональная схема геометрической прогрессии, основанная на законе золотого сечения, дает широкую возможность для получения самых разнообразных делений целого на пропорциональные между собой части. Отношения золотого сечения дают хорошие пропорции форматов, регулируют объем книги. Но каждый художник, пытавшийся применить золотое сечение случайным и необдуманным образом, неоднократно убеждался в полной непригодности подобного метода работы. Необоснованное применение золотых отношений может привести лишь к нарушению общей пропорциональной структуры, гармонии и соразмерности.

11. Книга создается человеком и для человека. Поэтому каждая ее часть, каждый элемент должны точно соответствовать антропометрии человека, особенно его зрительной деятельности. Мы также хорошо знаем, что человеческая форма оставляет далеко позади формы всех прочих вещей, одушевленных и неодушевленных; ведь некоторые ученейшие мужи полагали, что она была создана по подобию всего мира, почему греки и называли человека микрокосмосом. Человеческое тело в различные эпохи было «природным образцом», подсказывавшим художнику решение некоторых общих вопросов художественной закономерности и органичности. Этот принцип сохраняет свою актуальность и для нас. В книге, как в каждом правильно и нормально построенном человеческом теле, должен быть соблюден точно установленный закон правильной соразмерности ее составных частей. Как в человеке одни части тела соответствуют другим, так и в книге одни элементы должны находиться в соответствии с другими. Закономерность построения, целесообразность — вот что в первую очередь характеризует художественysq организм книги. В книге, как в человеке, все должно быть гармонично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: